Российская Федерация Московская патриархия Русской Православной Церкви НРОУ «Орловская православная гимназия»

Материал к конференции
творческих работ ТОУ
подготовили Алаторцев П, Басюк К,
Гаврилов О, , Лаврик Т, СамаринА. Семенчуков М.
ученики 9 класса.

Руководитель
Гусманова З.В,
классный руководитель, учитель английского языка.

 

История орловского трамвая началась в конце XIX века, на 10 лет раньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. К тому времени во многих городах уже существовала конка – трамвай на лошадиной тяге, к строительству которой в городе активно готовились.
«Московские ведомости» писали:
«3 ноября 1898 года состоялось торжественное открытие электрического трамвая и электрического освещения.
Торжество началось благодарственным молебствием в помещении машинного отделения. По окончании молебствия начальник губернии и духовенство поместились в первом вагоне, и губернатор, объявив движение трамвая открытым, сказал: «С Богом, в путь!» Всю дорогу духовенство окропляло путь святой водой.
На другой день открылось пассажирское движение трамвая, вагоны были переполнены, не доставало мест. Принимавшая особая комиссия все учреждения трамвая нашла безукоризненными». Депо трамвая располагалось в районе кинотеатра «Родина».
Конечно, после торжественного открытия начались рабочие будни. Стали возникать проблемы, связанные с появлением трамвая: то сказалось отсутствие крытых остановок, отчего пассажиры страдали от любых капризов природы, то забастовали извозчики, которые в первые же недели, оставшись без клиентов, лишились почти всех своих доходов.
А сколько аварий стало происходить во время поездок трамвая
Но жизнь трамвая упорядочивалась с каждым днем. Сначала трамвай останавливался по требованию пассажиров в любой точке города. Представляете, сколько шума, крика и споров было среди пассажиров! И через год были введены обязательные остановки на линии:
Вокзал;
Церковь драгунского полка (территория завода Текмаш);
Московские ворота (территория завода им. Медведева)
Депо трамвая;
Ильинка (у танка в Сквере Танкистов);
Гостиный ряд;
Городская дума (театр «Свободное пространство»;
Остановка на углу Карачевской;
Георгиевская церковь (кинотеатр «Победа»);
Почтово-телеграфная контора («Главпочтамт»);
Театр (входная арка городского парка);
Кадетский корпус (сквер Гуртьева»).
А сколько хлопот было из-за чистоты улиц при движении трамвая! Неисправность мостов, загрязнение трамвайного полотна, снежные заносы! Так, самый необычный буран разразился (внимание!)… в начале мая 1917 года!
«Почти в течение суток в Орле бушевала снежная буря. Все улицы города и окрестные поля на пол-аршина завалило снегом. Движение трамвая прекращено. От ветра и снега во многих пунктах попадали телефонные и телеграфные столбы. Поломано много деревьев, завалено заборов и сорвано крыш» («Орловский вестник» - 1917 – 10 мая).
Летом трамвай, как и весь Орел, страдал от пыли.
Однако, было ясно, что с приходом трамвая жизнь горожан коренным образом изменилась. Вместо нескольких десятков пыльных колясок извозчиков более 10 тысяч орловцев ежедневно доставлялось в разные концы города.
Кто только ни садился в его вагоны: известные профессора, ученые, военные. Нередко подъезжали по своим делам молодой Иван Бунин, работавший в газете «Орловский вестник», и юный Леонид Андреев. А однажды, когда трамвай отправился от вокзала к кадетскому корпусу, в вагон сел сам Великий Князь Михаил Романов. Без всякой свиты, в сопровождении всего лишь одного полковника, он прокатился по всему Орлу, щедро дав по золотому кондуктору и вагоновожатому.
После Октябрьского переворота и Гражданской войны с 1918 года по 1921 год трамвайное движение в городе остановилось.
В советское время трамвайная сеть расширилась. Была продолжена линия по Кромской улице (ныне Комсомольской) и проложена вторая колея. К 1939 году все линии были перешиты на современный размер колеи – 1524 мм. Тогда же прибыло 11 новых моторных вагонов и 10 прицепных.
Колючим ледяным градом обрушилась Великая Отечественная война.
Всего через три с небольшим месяца после начала ВОВ – 3 октября 1941 года немцы стремительно ворвались в Орел. И хотя уже были взорваны многие заводы, фабрики, элеватор, трамваи еще перевозили пассажиров. Но вскоре наши подрывники взорвали городскую электростанцию, подача тока прекратилась, и все трамваи, находившиеся на линии, застыли на местах, где их застал взрыв. Обратимся к документам тех лет:
«Водитель Варецкая вывела свой трамвай №10 на линию. Вот и последняя остановка у кинотеатра «Родина». А дальше ехать нельзя – в город вошли немцы. Так и остался стоять трамвай посреди ул. Московской».
Немцы с диким упорством пытались организовать городскую жизнь: восстановили электростанцию, организовали городское самоуправление. Стали действовать пивоваренный, хлебный, молочный, колбасный заводы, маслозавод. Но трамвай не перевез за всю войну ни одного немца. И стоял со своими вагонами до прихода советских войск.

И, наконец, пришел светлый день – 5 августа 1943 года. Сразу же восстановление трамвайного движения возглавил, вернувшийся с войны директор трамвая, Звягинцев В.И. Работа закипела. Уже в августе с разбитых вагонов начали снимать запчасти, перематывать моторы, ремонтировать пути. Областной Совет депутатов просит орловский штаб партизанского движения откомандировать для работы по восстановлению трамвая и дорожного хозяйства 400 человек из партизан. И это в самый разгар войны!
После окончания войны жизнь постепенно входила в нормальное русло. Восстанавливались здания, строились новые… Конечно, трудно было привыкнуть к постоянному переименованию улиц: то Московская, то Сталина; то Безбожный переулок, то Рыночный; то Воздвиженский переулок, то Трамвайный.
Но в людях была такая кипучая энергия созидания, такая радость жизни, что все эти мелочи уходили на второй план.
В 1952 году в Орел прибыли первые трамвайные поезда нового типа. Они отличались комфортабельностью, автоматическим закрытием дверей и имели воздушные тормоза.
Впервые трамвайные линии стал чистить щеточный снегоочиститель, что резко сократило ручную уборку снега. Были разработаны планы «отрамваивания» всех важнейших улиц г. Орла.
Старое депо на 16 мест совершенно не вмещало 60 трамвайных вагонов, которые в ожидании осмотра выстраивались ночью от завода Медведева до кинотеатра «Родина».
В 1960 году встал вопрос о строительстве нового депо у Крестительского кладбища. В 1961 году трамвай перестал ездить от сквера Танкистов до завода Медведева. А линии были перенесены на ул. Пушкина и Старо-Московскую.
1968 год, 27 сентября. На главных улицах – Московской и Комсомольской – появились первые троллейбусы. Орловцы так обрадовались новым огромным вагонам, что посадили на Комсомольской улице живую буренку в задний салон и довезли ее спокойно до завода «Текмаш», пока не появился разгневанный контролер и не высадил уникальную пассажирку, хотя хозяин предлагал три рубля, страстно желая довести любимицу до Прокуровки.
Весной этого же года родился еще один братец трамвая – 5 мая по реке Оке открыто движение речного трамвая до Ботаники! Как же украсил белоснежный теплоход красавицу Оку! Радости всех орловцев не было предела. Время действия речного трамвая теперь гордо называли периодом навигации.
В 1973 году было решено благоустроить исторический центр города и запретить движение любого транспорта по улице Ленина, превратив ее в пешеходный бульвар. Линия до конечной станции «Ул. Горького» была закрыта. Трамвай перестал заворачивать в Советский район, а стал ходить прямо в Заводской. Маршрут №5 «Ул. Горького – завод Дормаш» был отменен. Система трамвайного сообщения в Орле приняла современный вид.
К 85-летнему юбилею орловского трамвая в 1983 году был восстановлен старый вагон выпуска 1912 года, который приятно изумил современных жителей Орла изящной стариной.
Дальнейшая судьба этого вагона еще интереснее. В Сан-Франциско собрали действующий музей трамвайных вагонов со всех концов света. И в 1987 году для укрепления международных связей этот уникальный трамвай с пышным названием «Трамвай Желание мира» был передан в дар Сан-Франциско. И если вы будете в Сан-Франциско, то за 4 доллара вы сможете прокатиться на нашем первом орловском трамвае.
В 2008 орловское трамвайное предприятие торжественно отметило свое 110-летие.
Начиная с осени 2008г, была проведена кампания по расконсервации поломанных трамваев. В апреле 2009 первый отремонтированный и модернизированный трамвай «Tatra» небесно-голубого цвета вышел на линию. Ни одно трамвайное предприятие центральной России, кроме Орловского, за такое не бралось и не берется! Орловские мастера оснащают «Tatr'ы» современным чешским оборудованием, позволяющим экономить электроэнергию до 50% и продлевающим срок службы трамвая на 10 лет!
Орловское трамвайно-троллейбусное предприятие закупило большое число специальной автотранспортной техники, полностью отремонтировало все рельсовое полотно в городе и наиболее изношенные участки контактной сети.
В 2009 году орловцы стали победителями конкурса «Золотая колесница» в номинации «Лучшее российское региональное предприятие транспорта общего пользования»

Поделиться: