Выступление на научно-практической конференции ЧРОУ «Орловская православная гимназия»

Подготовили ученики 8 класса
Глухов Егор, Аленчева Екатерина,
Ашихмина София, Пучкова Анастасия,
Юдин Александр

Руководитель Гусманова З.В.

Мы расскажем об удивительном старце нашего времени - иеросхимонахе Сампсоне. Сын англичанки и протестант, не знавший в детстве ни одной молитвы по-русски,  через всю жизнь пронес подвиг исповедника и стал подвижником Русской Православной церкви.
В конце 19 века в Санкт-Петербурге в семье графа Эспера Александра Сиверса родился сын Эдуард. Его мать, Анна Сиверс, была женщиной глубоко религиозной и воспитывала детей в англиканской вере. Царь Николай II был большим другом Эспера Сиверса и часто гостил в этой семье.
Юный Эдуард прекрасно учился, великолепно ездил на лошади, получал военное воспитание у своего отца. А свободное время проводил необычно: изучал различные вероисповедания. Каждый день мальчик тайком заходил в православный храм. И хотя службы не понимал, литургия ему очень нравилась.
Потом Батюшка вспоминал : «Вы представьте себе: 12-и летним мальчиком я должен был противостоять отцу, матери и родственникам. И так уйти в себя, так молиться. И когда милостью Божьей я убедился, что Православие- единственная Истина на земле- мне было ничего не надо! Этому я подчинил все!»
Гимназию Эдуард закончил блестяще. Ему была открыта дорога в университеты без экзаменов. Он выбрал Медицинскую академию.
в 19 лет, втайне от матери, юноша принял Православие с именем Сергий. Потом батюшка рассказывал, что после первого Причастия он испытал такое ликование, что пошел бегать по парку «и так было часа четыре, пока не выдохся физически».
Летом 1917 года Сергий Сиверс поехал отдохнуть в далекий Псковский монастырь и … там остался, приняв постриг с именем Александр. Он мыл коров, пас лошадей, работал в поле. Но неожиданно жизнь круто изменилась.
1919 год. В обитель пришли вооруженные люди. Сиверс был похож на члена царской фамилии и красные приговорили его к расстрелу.
Старец вспоминал: «Мне совершенно не было страшно, я был не один. Кто-то был  со мной, какой-то Луч Радости. Стреляли из ружья. Мне стало жарко, попали в руку».  Это было под Покров.
Чудом Александр остался жив. Ночью монахи подобрали его и под видом раненого красноармейца увезли в Петроград к матери. Он перенес восемь операций и целый год находился в госпитале.
После лечения молодой человек оказался в Тихвине, где стал иподьяконом у будущего патриарха Алексия I. Ему доверили посещать заключенных архиереев и поддерживать связь с Патриархом Тихоном.
В мае 1921 года Александр поступил в Александро-Невскую лавру, был келейником духовника Лавры Серафима Вырицкого. А спустя три года стал иеромонахом Симеоном, получив послушание казначея.
Однажды Симеону явился святой Серафим Саровский. «Помню, вижу преподобного Серафима Саровского. Он входит в балахончике ко мне-во сне- склоняется и читает медленно молитву, и я ощущаю на лбу его слезы.
«Всемилостивая Владычице моя, Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дево, Богородице Марие, Мати Божия, несумненная и единственная надеждо моя: не гнушайся мне, не отвергай мя, не остави мене, не отступи от мене, заступись, попроси, услыши, виждь, Госпоже, помози, прости, прости, Пречистая»
Через три часа Симеон был арестован. Молитва «Всемилостивая» помогла ему перенести 18 лет лагерей, ссылок, тюрем.
Следователи требовали, чтобы Симеон отдал им ключи от кладовых, где хранилась казна Лавры. Но исповедник отказался. Тогда его поместили в «трамвай».
«Трамвай»- это страшное изобретение большевистского террора. В камеру помещали очень много людей, так, что они не имели возможности даже пошевелиться. Камера была закрыта на три недели. Живые люди стояли рядом с умершими. Симеон остался жив. Ключи от кладовых он не отдал.
Следующим испытанием стали семь лет Соловков. Пытки и казни там были самые жестокие. Узников загоняли в подвал и впускали к ним… голодных крыс. Они съедали людей живьем, оставались только кости. Но с иеромонахом была «Всемилостивая». Крысы его не тронули.
Во время Великой Отечественной Войны Симеона как врача послали в госпиталь немецких военнопленных в Баку расследовать причины начавшегося там страшного мора.
Батюшка сразу определил, что это пленные немецкие врачи убивали своих же, тех, кто сомневался в победе Германии.
Батюшка прекрасно владел немецким языком и слышал, как пленные рассказывали друг другу о своих злодеяниях. После этого он воспринимал немцев только как фашистов и иначе их не называл.
В День Победы 9 мая 1945 года исповедник снова взглянул в глаза смерти. Отец Симеон ехал вдоль Ферганского канала на ишаке и упал в воду. Его вытащили баграми, составили акт о смерти и повезли на кладбище.
«Пока везли, вода из меня вышла, и я ожил. Колхозники киргизы стали кричать: «Русский Бог воскрес» и в страхе разбежались. Со мной была икона «Взыскание погибших».
Вскоре вышел указ об амнистии. Но начальник тюрьмы не хотел отпускать трудолюбивого и знающего врача. И тогда отец Симеон( а ему было уже 57 лет) решился бежать.
«11 тысяч километров на ногах прошел. Когда Киргизия была позади, наткнулся на голодную степь».
Один человек согласился взять батюшку на самолет, летящий в Ташкент. Кукурузник не был предназначен для пассажиров. Три часа в полете пришлось сидеть на узкой доске, без пола, под ногами- бездна.
Потом судьба забросила старца в Ставрополь. Отец Симеон давно не служил в церкви и взялся за дело со всем пылом своей души.
«… И вот какие там наступили времена: я начал службу в Великую среду и , не выходя из храма, кончил на Пасху в 11 часов дня. День и ночь приходили люди каяться. Удалось причастить 13 тысяч богомольцев! Победа Православия была великая! Местные власти забеспокоились…»
Отцу Симеону передали, что церковь отцепили и его собираются арестовать. Батюшка вышел через алтарные двери. Близкие ему люди спрятали его в бочку и увезли через главные ворота ограды.
По дороге в Баку батюшку по ошибке приняли за американского шпиона. Высадили из поезда, пытали и поместили в одиночную камеру. Там он провел целый год! Даже в лагерях ему было легче! На Покров еще одно чудо- отца Симеона без документов вывели за ворота тюрьмы. Только сказали: «Забудьте, что вы здесь сидели».
Суды, слежка не оставляли отца Симеона и в последующие годы. К удивительному прозорливому священнику шли толпы верующих. В 1967 году батюшка принял великую схиму с именем Сампсон.
Старец был духовником множества иноков, архиереев ( в том числе Патриарха), мирян (среди которых были академики Павлов и Карпинский) С людьми маловерующими отец Сампсон обходился ласково, к своим же духовным детям был очень строг.
«Как нужно беречь каждый день! Следить за своей совестью, чтобы быть готовым для Вечности, знать, что малейшая гордыня- и нас задержит! Военнопленные проходят по сто километров в день, и если кто отстанет, его убивают, записывая: «Убит за попытку бежать». Так точно и бесы поступают».
24  августа 1979 года Сампсон Многострадальный, великий исповедник Христов, почил сном праведника. Последнее его завещание было: «Никому не делайте зла».
В настоящее время могила старца очень почитаема. На ней происходят исцеления. Готовятся материалы для кононизации исповедника.
Батюшке принадлежат и такие слова: «Если бы меня спросили, что если бы я умер и опять ожил- кем бы я хотел стать,- я бы сказал: «Непременно монахом! Русским православным священником и непременно схимником! Высшего блага и высшей награды на земле человек не имеет!»
Отче Сампсоне, моли Бога о нас!

Презентация - иеросхимон. Сампсон (Сиверс)

Поделиться: