Вклад математики в Великую победу
Выступление на научно-практической конференции
ЧРОУ «Орловская православная гимназия»

Подготовили ученики 10 класса Перьков В..
 5 кл. Ашихмин Арсений, Лебедев Иван,
Сигинов Михаил, Трусов Андрей
Руководитель Торопова Н.С.

Война не прошла и мимо советских математиков: с первых дней Войны огромное число математиков были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. При этом страна потеряла талантливую молодежь, которая могла бы стать гордостью отечественной науки.
Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся математик Алексей Андреевич Ляпунов. Он храбро воевал и предложил правила увеличившие эффективность стрельбы. Студентки мехмата Евгения Руднева, Евдокия Пасько, Руфина Гашева, Антонина Зубкова и Екатерина Рябова во время ВОВ были лётчицами 46 гвардейского полка ночных бомбардировщиков и получили звания Героев Советского Союза.
Математики не только участвовали в боях на передовой, но и решали важные задачи в тылу. Например:
Академик Алексей Николаевич Крылов, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими Военно–Морскими силами, создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля.
 Увеличение скорости полета самолетов требовало не только повышения мощности двигателей, но выбора оптимального профиля фюзеляжа и крыльев. Но, овладевая большими скоростями, авиаконструкторы столкнулись с явлением флаттера, которое вело к разрушению самолета в воздухе. Опасности подстерегали скоростные машины и на земле. При взлете и посадке самолета колеса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление получило название шимми. Выдающийся советский математик Мстислав Всеволодович Келдыш и возглавляемый им коллектив ученых дали рекомендации позволившие советскому авиастроению защитить конструкции скоростных самолетов от появления таких вибраций. В результате советская авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетов по причине неточного расчета конструкций.
 В апреле 1942 г коллектив математиков под руководством академика Сергея Натановича Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз и значительно повышали точность самолетовождения.
Член – корреспондент академии наук СССР Николай Гурьевич Четаев определил оптимальную крутизну нарезки стволов орудия. Это обеспечивало максимальную кучность боя и непереворачиваемость снаряда при полете.
Академик Андрей Николаевич Колмогоров, используя свои работы по теории вероятности, разработал теорию наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и увеличить эффектность действия артиллерии.
Летом 41-го немцы начали использовать кумулятивные  снаряды, каких не было в арсенале советских войск. Они оставляли на танках глубокие пробоины с оплавленными краями. Но уже весной 42-го на основе трофейного немецкого снаряда был готов первый советский кумулятивный снаряд. Советский ученый Михаил Алексеевич Лаврентьев смог увеличить пробивную силу снаряда, уменьшив при этом его размер. Вместо четырех осколочно-фугасных авиабомб штурмовик ИЛ-2 мог взять больше 300  кумулятивных. Эффективность была так велика, что существование таких снарядов Сталин приказал держать в строгом секрете. В сражении на Курской дуге советские летчики первыми нанесли удар по вражеским силам именно кумулятивными снарядами.
У установок залпового огня «КАТЮША» был серьёзный недочет: снаряды разлетались слишком широко - на площадь с футбольное поле падало не больше пяти.
Уменьшить рассеивание снарядов поручили ученым-аэродинамикам под руководством Сергея Алексеевича Христиановича. Причем - без изменения технологии изготовления. Учёные проточили внутри снаряда наклонные отверстия, которые позволяли так изменять аэродинамику полета, что снаряд закручивался и летел по заданному направлению  в 5 раз точнее. Сразу после испытаний усовершенствованные снаряды отправили на фронт.
 Нельзя не вспоминать о труде математиков по организации и улучшению качества производственного процесса. Были предложены статистические методы текущего контроля. Время от времени со станка берутся несколько только что изготовленных изделий и замеряются параметры их качества. Если все эти параметры находятся в допустимых пределах, то производственный процесс продолжается, если же хотя бы одно изделие выходит за пределы допуска, то подается сигнал о необходимой переналадке станка или о смене режущего инструмента.


Как воздух математика нужна.
Одной отваги офицеру мало.
Расчёты! Залп! И цель поражена.
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья.
Но строг учитель был и каждый раз
Он обрывал мальчишку резковато:
«Мечтать довольно, повтори рассказ,
О свойствах круга и углов квадрата.»
И воином любовь сбережена
К учителю, далёкому, седому,
Как воздух математика нужна
Сегодня офицеру молодому.

Вклад математики в Великую победу, презентация

Поделиться: