В сентябре 2004г. Открылось отделение ИЗО и прикладного искусства ДШИ им. Кабалевского на базе Православной гимназии. Обучение рассчитано на 5 лет. На отделении помимо рисунка, живописи дети изучают основы композиции и из прикладных предметов — кружевоплетение на коклюшках.

Рисунок является основой для всех видов изобразительного искусства. Умение рисовать необходимо не только художнику. Умеющий рисовать обладает способностью передавать свои мысли и чувства с помощью зрительных, наглядных образов. Эта способность необходима в работе инженеру, архитектору, естествоиспытателю, врачу, агроному, учителю. Трудно найти такую профессию, где бы умение рисовать не оказывало пользы. Не каждый ребенок в будущем станет художником, но каждому умение рисовать пригодится в жизни. Кроме того, занятия рисования приобщают ребенка к пониманию изобразительного искусства. А через познания сокровищ изобразительного искусства человек познает красоту окружающего мира.

Художественное творчество ребенка способствует его эстетическому воспитанию, а также развивает внимание и память.

Согласование различных форм проведения уроков и распределение учебно-творческих задач на протяжении учебного процесса имеет следующие особенности:

— систематизация и отбор материала уроков произведены с учетом природных циклов (осень, зима, весна, лето). Проживание каждого времени года не только на уроках, но и в жизни помогает младшему школьнику настроиться на эстетическое видение природных явлений, в том числе и в произведениях изобразительного искусства. Каждая пора в природе полна тайн, неожиданных открытий и радостей, узнать и перечислить которые ему помогает собственное творчество.

— изобразительно-иллюстрационный материал представлен произведениями различных видов изобразительного искусства: народное искусство, живопись, графика, сюда включены серии художественно-дидактических таблиц, пособий, шаблонов, трафаретов. Эстетическое восприятие природы и произведений всех видов искусства помогает ученику осваивать и понимать основы художественного изображения, развивать детское творчество как при выполнении живописной или графической работы, так и при создании образа художественной вещи.

— на уроках кружевоплетения применяется игровая форма, где учитель преподносит учебный материал как бы от имени народного мастера.

— календарно-тематический план позволяет менять тематику занятий в зависимости от творческих, технических и других возможностей. Например, запланированный урок в начале декабря «Рисунки Деда Мороза на окне» пришлось заменить на иллюстрацию к сказке «Короткий карандашик», так как погодные условия не позволяли увидеть на стеклах морозные узоры.

— годовое планирование можно разделить на три цикла, по типам уроков: 1.Уроки-сочинения на заданную тему («Пейзаж», «Натюрморт», сказочный сюжет). На этих уроках учащиеся сочиняют, составляют, придумывают на отдельном листе бумаги свой сюжет на заданную тему. Например: «Урожай»; контрольный урок «Натюрморт», «рождественские подарки». 2.Урок-беседа. Здесь мы изучаем основы истории искусства. Во время беседы демонстрируются репродукции произведений искусства. Для закрепления материала дети делают небольшие зарисовки на тему урока. 3.Уроки художественного труда (непосредственно работа с коклюшками). Структура урока включает в себя теоретическую и практическую часть. Начинаем с приемов плетения, далее изучаем элементы кружева. Сначала плетутся кружева по простым сколкам, затем они усложняются.

Занятия отделения ИЗО проходят в Православной гимназии поэтому в плане уроков есть направления на изучение православной культуры. Например: «Рисуем ангела», «Православный храм», а также создание рисунков на темы библейских сюжетов.

Задача учителя состоит в следующем:

  • помочь в организации рабочего места, разъяснение правил работы и обращения с художественными материалами;
  • создание доброжелательного климата на уроке;
  • содействие в работе над конкретным заданием;
  • стимулирование творческих начал каждого ученика.

В конце урока проводится творческий анализ работ.

Преподаватель отделения «Прикладное искусство»
Сошнева Любовь Николаевна
12.01.2005г.

Поделиться: