Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

Поздравляю всех с праздником Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Сей праздник есть знамение Великой милости Божией к роду человеческому, в тропаре поётся: «Днесь спасения нашего главизна,  и еже от века таинства явление,  Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует,  тем же и мы с ним Богородице возопиим:  радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Божия милость проявилась в том, что Господь посылает архангела Гавриила благовествовать о том, что Дева зачнёт во чреве от Духа Святаго и родит Сына, имя которому Иисус. Именно Он будет Избавителем и Спасителем всего рода человеческого. Для людей, сидящих в стране и тени смертной, это уже первый лучик милосердия Божия и той радости, которая будет дальше охватывать род человеческий. Нам же, чтобы научиться радоваться и хоть как-то приближаться к Богу, стоит понять, что вся наша жизнь есть лишь действие милосердия Божия. Весь мир держится милосердием Божиим, род людской держится милосердием Божиим. Даже после прегрешений и преступлений, начиная с грехопадения Адама и Евы в Раю, вся история человечества видит милосердие Божие, покрывающее все их отступления, дающее возможность не просто жить, а обретать Спасение. Как же нам, не имеющим ни подвигов, ни поста, ни молитвы, ни трудов, обрести Спасение, уподобиться Богу? Если бы мы с вами каждый день читали Евангелие или хотя бы через день, то мы обрели бы много полезного и спасительного: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Будите убо милосерды, яко же и Отец ваш милосерд есть». Вот, что от рода людского требуется: будьте не жестокосердны, не помните прегрешения ближних, а будьте милосердны, умейте прощать и прощать ради Христа. Иногда нам кажется, что прощать трудно, а порой даже и невозможно. Но необходимо вспомнить о том, ради чего мы прощаем, и какая награда ждёт от Бога того, кто умеет прощать: «Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших». Вся история Ветхого и Нового Заветов пронизана покаянием: жители Ниневии постом, молитвой и покаянием, хотя было уже предопределено грозное решение Суда Божия о погибели, заслужили себе прощение. Существует множество примеров, из которых мы видим, как святые угодники, царь Давид принесли покаяние. Достаточно прочесть пятидесятый покаянный псалом. Все они были помилованы Богом. Даже в молитве «Отче наш», которую мы уже читаем по привычке, порой, не вдумываясь в смысл слов, не сосредотачиваясь на молитве, сказано: «…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…». Это придумали не священники, это Сам Господь говорит каждому человеку, желающему обрести Спасение Вечное: «Оставь прегрешения, и Я тебе оставлю твои прегрешения». Такой Закон нам Господь оставил, зная, что люди жестокосердны, своевольны, упрямы. Если бы не было такой прямой связи, то все бы мы были горазды всех судить и рядить. Святые отцы говорят: «От ближних твоих спасение твое». Когда дело касается нас самих, наших прегрешений, то здесь всё по-другому: никто из нас, подходя к Богу, не сказал: «Господи, покарай меня, осуди меня, уничтожь». Каждый подходит и говорит: «Прости меня, Господи, помилуй меня, Господи, оставь мне мои прегрешения». Господь же отвечает, что пощадит, но и ты ближнего своего пощади. Прощая ближнему своему его прегрешения, мы гораздо меньше прощаем, чем Господь нам даёт взамен. Надо помнить о том, как в Ветхом Завете, Хам и его потомки были прокляты за то, что он не прикрыл наготу пьяного Ноя, и проклят был не Ноем, а Богом за то, что не прикрыл наготу отца своего. Во всех молитвах мы всегда просим о милости Божией, о милосердии Божием, о снисхождении Божием. Некоторые считают, что не согрешают, потому что сами могут держаться, проявлять твёрдость характера. Любой, думающий так, глубоко заблуждается, потому что человек не согрешает до тех пор, пока ему не попускает согрешать благодать Божия. Серафим Саровский сказал: « Радость моя, если от нас отойдёт благодать Божия, мы здесь будем совершать самые страшные и самые грязные грехи, и лишь до тех пор, пока нас содержит благодать Божия, мы с тобой имеем возможность молиться и содержаться в стремлении к Богу». Не собственной праведностью спасается род человеческий, а спасается милосердием Божиим, и милосердие это проявляется во всём и учит нас быть милосердными «якоже и Отец наш милосерден, который светит на злые и на благие». Когда человек отпускает прегрешения ближнему, в первую очередь, он себя прощает, потому что, прощая, необходимо думать не о том, кого ты прощаешь, потому что «всяк баран за свою ногу висит» и «кто тебя поставил судить чужого раба», прежде всего, думай о себе: ты простил и тебе простили. Прощая кого-то, ты сам себе зарабатываешь прощение и даруешь себе милосердие Божие, ты своё сердце напитываешь радостью. Если же ты в своей душе оставляешь злопамятство, то в своём сердце ты носишь дьявола. Нет в жизни людей, которые бы не грешили, ни одного человека нет, кроме Спасителя Господа Бога нашего Иисуса Христа, Он единственный безгрешный Человек. Все мы нуждаемся в покаянии, в смирении и самоуничижении. Господь попускает впадать в грехи, для того чтобы смирить нашу гордыню. Оптинские старцы пишут: «Если бы Благодатию Божией Господь исцелял человека сразу и без труда, то человек возгордился бы и возомнил, что не Господь ему даровал это, а он своими силами всего добивается». Но когда человек, спотыкаясь, но поднимаясь, движется, он видит немощь своих сил и понимает, что обрести Спасение можно лишь только Благодатию Божией, только Его милосердием мы имеем возможность обращаться к Богу, только  Его милосердием мы слышим молитвы, только Его милосердием мы идём в храм Божий. В сегодняшний праздник хотелось, чтобы все мы с этой радостью о Благовещении причастились Святых Христовых Таинств: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Суд без милости - не сотворившему милость!» Будем помнить, что Господь вложил в наши сердца и в наши души всё для нашего Спасения, если ты сам захочешь, то ты спасёшься, и никто не может этому помешать, никогда ты не скажешь на Суде Божием: «Я не  спасся, потому что кто-то согрешил, и я соблазнился». Господь спросит:  «Где написано в Евангелии, чтобы ты соблазнялся от грехопадения других, не ходил в храм, не каялся, не исправлялся?!» Нет таких слов! Молитесь за творящих вам напасти и старайтесь всегда читать молитву Иисусову; весь ум ваш да будет в Боге, потому что как птице нельзя лететь без крыльев, так и человек не может приблизиться к Богу без молитвы.

«Благословите, а не кляните…», ведь как Сам Господь молился за распинающих Его: «Остави им Отче прегрешения их, ибо не ведают что творят». Всё исполнено только милосердия и благости Божией. И дай Бог, чтобы каждый из нас, прощая другого, обрёл в своём сердце этот дар и это счастье быть милосердным, а значит сродным Богу! Сегодня, отпуская на волю птичек, будем помнить о том, что также и Господь отпускает грехи наши, так и мы от своих сердец отпускаем прегрешения ближнего своего. Отпуская птичек на волю, будем радоваться тому, как они улетают вдаль, так и мы отпускаем грехи ближнему своему, и Господь прощает нам множество наших грехов. Дай Бог, чтобы мы всегда хранили эту радость, не давая возможности дьяволу погубить нас злопамятством, обидами, гордостью, унынием и прочими грехами, которыми дьявол пытается отвести душу от пути Спасения. Путь Спасения – это не лёгкая прогулка, это очень тяжёлый Крестный путь, никто не вошёл в Рай лёгкой прогулкой, это тяжёлая работа, это слёзы, это пот, это кровь! Если человек может своё сердце так распять, то он спасётся, если же он будет вяло двигаться в направлении, пинаем, то всё равно у врат Божиих он не получит никакого оправдания. Только человек, который несёт крест, всегда будет сострадателен и милостив, ибо он знает, что это неимоверно тяжёлый труд, а тот, кто не заставляет своё сердце трудиться, считая, что всё легко даётся и ничего за это не бывает, очень ошибается. Дай Бог, чтобы каждый из нас радовался тому, что мы вместе в храме славословим единого Бога единым сердцем и едиными устами. Дай Бог, чтобы эта радость пребывала с нами и в дни постные, и в дни праздничные, и в дни Светлого Христова Воскресения, которое мы все с вами ожидаем! Храни вас всех Господь! Аминь!

 

Прот. Николай Евдокимов,
духовник Орловской православной гимназии,
настоятель храма Святой Троицы,
10 апреля 2016 г.

Поделиться: