По профессии я учитель. 58-й год учу орловских школьников русскому языку и литературе. И более полувека хожу вместе со своими учениками и студентами по «заглушкам» земли Орловской, чтобы встретиться с людьми, которые и в трудные годы ярого атеизма сохранили веру отцов своих, народные обряды и обычаи. Хожу, чтобы записать их воспоминания, золотые россыпи народного творчества, хожу, чтобы помочь учащимся и молодёжи понять образ жизни и образ мысли наших далёких и не совсем далёких предков. Услышать родниковое русское слово.

И наши походы по родной земле как бы точка отсчета в процессе духовно — нравственного воспитания учащихся и молодежи.

Собирание, по выражению В. Даля, «созидание былого», стало вторым делом моей жизни, не менее важным дела первого (учительствования). А для моих воспитанников наши «хождения» стали средством познания родного края.

Орловский край удивительный. Здесь богатейшее фольклорное гнездо. Особенно богат наш край народными песнями. Здесь было положено начало знаменитому фольклорному собранию П. В. Киреевского, здесь трудными дорогами фольклориста — собирателя шёл П. В. Якушкин, в 20-е г. г. XX века теми же путями прошел учитель Лебедев. За полстолетие мне посчастливилось записать на Орловской земле свыше 1000 старинных народных песен. Я обращаю внимание учеников и студентов на напевность песен, на чистоту живого народного слова. В 1987 году некоторая часть записанного была издана. Так появился сборник «Народные песни Орловского края». Сборник нашел своего адресата: в школах Орла и области стали проводить литературно — музыкальные композиции. Наша молодежь и учащиеся школ запели старинные народные песни. На материалах сборника «Народные песни Орловского края» проводили Всероссийские и Областные фольклорные праздники.

Для учителей начальных классов и воспитателей детских садов я выпустила книгу «Мамина колыбельная» в 1997 году. Колыбельные песни собирала почти 40 лет; записывала непосредственно от исполнителей в момент приготовления ребёнка ко сну. Материнская колыбельная имеет особое значение в духовно — нравственном формировании личности. Это целая школа воспитания. Колыбельные дают младенцу большой объем необходимой ему информации, чтобы ориентироваться в жизни, формируют у ребенка первоначальное восприятие мира. Дети усваивают высочайшую культуру родной речи, слух младенца ласкает напевная мелодия. В колыбельных песенках облагораживается и родительский дом (хоромы), и природа, и человек — труженик. Ласково, ненавязчиво указываются ребёнку нравственые ориентиры. Колыбельные раскрывают перед ребенком светлую сторону жизни — воспитывают любовь к жизни. Заложенное в детстве не противоречило общечеловеческим нравственным нормам. Ребёнок жил в микроклимате трудовой семьи. В колыбельных отчетливо прослеживается народная система физического и интеллектуального развития ребенка.

Дети — благодать Божья. Потому в колыбельных мать (бабушка) часто обращается за покровительством к Богу, Богородице, Ангелу — хранителю:

Бог нам тебя дал,
Христос даровал.
...

Спи, Алешенька, усни,
Умалённое моё,
Упрошённое моё,
Упросила я тебя
У Иисуса у Христа...
...

Спи, Алёша, с Господом,
Со Христом,
Со Ангелами..
...

То, что вошло в плоть с колыбельной — это на всю жизнь. Поэтому и в разных жизненных ситуациях нет — нет да и зазвучит в нас мамина колыбельная, зазвучит и властно позовет в родимые края, да так, что до боли в сердце почувствуешь нерасторжимую связь свою с родной стороной.

Колыбельные песенки очень понравились детям. Книга стала хорошим пособием в воспитании детей. Появились подготовленные воспитателями детских садов и учителями начальных школ композиции «Жили — были в старину», другие виды занятий. По просьбе учителей начальных классов и воспитателей детских садов книгу пришлось переиздавать. В несколько ином варианте она была переиздана в 2005 году. («Русское устное народное творчество. Детский фольклор».

Орловский фольклор пришёл в наши школы и институт и стал одним из средств духовно — нравственного воспитания молодёжи.

Трудно переоценить воспитательное значение фольклорных экспедиций для участников. Хождения по родной земле пробудили дремавшее ранее чувство патриотизма. Именно тогда и наступает переоценка ценностей: рождается уважительное отношение к сельским труженикам преклонного возраста. В задушевных доверительных беседах речь шла «за жизнь», о разрушенных храмах, о добре и зле, о вере, о Боге. Эти беседы и меня укрепляли в значимости того дела, которому я посвятила жизнь.

Я имею связь с учителями, которые студентами ходили со мной в фольклорные экспедиции. Они знакомят своих учеников и с фольклором Орловского края, и с церковными и народными праздниками, и нашими обрядами и обычаями, потому что всё это дает богатые возможности для духовно — нравственного воспитания детей.

Так, орловский свадебный обряд расскажет о том, что крестьянская семья строилась по православным нормам, о том, какими должны быть взаимоотношения в крестьянской семье и о том, что к выбору пары для жениха (и для невесты) родные и близкие подходили очень серьезно: ведь

«Бог лапти стоптал, пока пару создал».

«Сноха должна и воз возить, и дом красить»

В родной семье девушку готовили к замужеству: она должна войти в семью мужа доброй работницей -("Сколь ни будь меринов, а сноха все передом«), чистоплотной, послушной — («Не тебя посылают, а ты иди», — напутствует родная мать).

Особо обращаю внимание учащихся и студентов на поучительные слова священника (посещала венчания в 80-е годы): о нерасторжимости брака, об обязанностях мужа и жены, об искушениях. Говорю о том, что венчание способствует укреплению семьи и что на молодых в процессе венчания нисходит Божья благодать. Брак, семья — это свято.

Так родилась книга «Отлетела лебедушка» в 1993 году. Это свадебный обряд, записанный мною в 50 — 80-е годы в сёлах Орловского края. Книга используется орловскими учителями во внеклассной работе и в курсе «Литература родного края».

В Болховском районе нам удалось записать обряд «Покрывание костей свекрови». Перед людьми и перед Богом сноха даёт обет докормить — допоить и когда придет её последний срок, достойно похоронить.

Казалось бы, 50 — 80-е годы XX века отторгли нашу молодёжь от религии и привели к забвению духовно — нравственных ценностей, завещанных нам нашими предками. Но это, пожалуй, было чисто внешним явлением. Где-то на генетическом уровне «притаилась» и вера в Бога, и уважение к народным и церковным обрядам и обычаям. Всё это надо было разбудить. И когда я знакомила школьников с церковными и народными праздниками, нашими обрядами и обычаями, сиянием озарялись души их. Они хотели много знать, как жили — были в старину. Они захотели узнать весь годовой круг церковных праздников (а в селах в то время ещё стояли остовы обезображенных храмов, и мне было непросто отвечать на детские вопросы: «зачем?» и «почему?»).

У детей пробудился интерес к прошлому: они хотели узнать не только как жили наши предки, но и чем они жили. И я рассказываю детям о богатстве духовной (и бытовой) культуры наших предков. Она формировалась на началах добра, милосердия, любви, долга и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, музыке, живописи. Память сердца хранила всё лучшее. Так, многие века живет в народе память о Кукше, первом проповеднике христианства на Орловской земле; память о просветительской и благотворительной деятельности о. Георгия (Коссова), настоятеля храма в селе Спас — Чекряк Болховского уезда Орловской губернии. Здесь служил он Господу и людям.

Раздумья о роли традиций в истории национальной культуры помогли нам понять значение церковных праздников как сокровищницы национального духа. Церковные праздники давали пищу уму и сердцу. Может быть, именно теперь мы переживаем преодоление опасного разрыва преемственности (в том числе и в духовной культуре) в процессе исторической смены поколений. Достаточно ощутить голод по духовной культуре, мы стали по крупицам собирать то, что было свято и незыблемо на Руси. Духовная культура — не вчерашний день. Мы должны помнить, что день сегодняшний есть следствие дня вчерашнего и в перспективе дня будущего. Нарушение этого порядка трагически отозвалось в ХХ веке.

И тогда я достала записи, сделанные в 50-е годы в Орловских сёлах, и рассказала детям, как праздновали их бабушки и дедушки Рождество Христово, Пасху, Троицу.

Интерес детей к церковныи праздникам поразил меня. Они просили повторить и заучивали с голоса Рождественский тропарь, кондак, величание Иисусу Христу.

Я поняла, что мои записи необходимо сделать достоянием орловских учителей. Так родилась моя новая книга «Чтобы свеча не угасла...» (2001 г.) в помощь учителю по духовно — нравственному воспитанию учащихся.

Когда появилась возможность обратиться к духовной литературе, дети заметили, что многие пословицы, поговорки, образные выражения они слышали много раз в живой народной речи. Мы с ними родились и выросли. Но для детей было подлинным откровением, что источником всех этих золотых россыпей является Священное Писание.

Возникла необходимость систематизировать пословицы и поговорки, записанные нами в Орловском крае, особо выделить пословицы и поговорки библейского происхождения. Так появилась книга «И про вашу честь пословица есть» в 2007 году. И хотя мирская суетность и Священное Писание несовместимы, народная мудрость переплелась с библейскими истинами.

Это вечные истины в книге и на устах.

Последняя по времени моя книга «Живое слово» (хрестоматия в помощь учителю по духовно — нравственному воспитанию учащихся на лучших образцах устного народного творчества земли Орловской) в 2007 году.

Хрестоматия по фольлору оказалась нужной и в нынешнее время, когда остро встал вопрос о возрождении его родниковой чистоты и выразительности.

Перечисленные здесь книги востребованы в орловских школах по проблеме «Духовно — нравственное воспитание учащихся» на уроках литературы при узучении темы «Устное народное творчество», на уроках по изучению литературы родного края и во внеклассной работе. На материале книги «Народные песни Орловского края» (и на материале вступительной статьи) был проведен Орловский областной фольклорный праздник.

Прошли мои многие зимы и лета, и у меня появилась возможность оценить значение собирания и использования записанных материалов в духовно — нравственном воспитании учащихся. Эстафету приняли от меня учителя русского языка и литературы и передали её своим ученикам, своим детям и даже внукам. А на трудном их пути восхождения к личности будут мои книги, мои мысли, моя скромная жизнь, отданная детям

Не отрекайтесь от веры отцов своих, " чтобы свеча не учасла..."

Масленникова Раиса Алексеевна, учитель русского языка и литературы негосударственного религиозного общеобразовательного учреждения «Орловская православная гимназия во имя священномученика Иоанна Кукши, просветителя вятичей», родилась 17 августа 1929 года в слободе Стрелецкой Мценского района Орловской области.

Учитель русского языка и литературы.
Педагогический стаж 60 лет.
Отличник просвещения (1960г.)
Заслуженный учитель школы РСФСР (1967 г.)
Делегат II Всесоюзного съезда учителей (1968 г.)
Медаль «За трудовые успехи» (1970 г.)
Грамоты Министерства просвещения РСФСР, дипломы I степени за обобщение опыта работы по нравственному воспитанию учащихся (на Всесоюзных педагогических чтениях).
Занесена в энциклопедию и награждена медалью «Лучшие люди России» (2004 г.).
Фольклорист — собиратель.
Выпустила 8 книг в помощь учителю и воспитателю детского сада по духовно-нравственному воспитанию детей.

Поделиться: