Императора Николая 2, как и всех царских детей, учили играть на музыкальных инструментах. Он мог играть на фортепиано, но сам не музицировал и не пел.. Очень любил оперу и церковную музыку. В отношении церковного пения Николай 2 отличался большим консерватизмом и предпочитал простое пение. Также как и его отец, из композиторов любил более всего Бортнянского, Турчанинова, Львова. Произведения новых композиторов можно было исполнять при нем с большой опаской, рискуя получить замечание, а то и резкое выражение неудовольствия».
Императрица Александра Федоровна, в молодые годы получила добротное музыкальное образование. Главным инструментом было фортепиано. Её музыкальный вкус выражался в любви к Вагнеру. Став императрицей, она пригласила в Александровский дворец профессиональных педагогов. Периодически Николай 2 приходил на половину жены послушать, как она и Вырубова в четыре руки играли любимые им пятую и шестую симфонии Чайковского. Те, кто слышал игру Александры Федоровны утверждали «Её Величество была великолепной пианисткой и играла с удивительным подъемом, кроме того, обладала «чудесным контральто». Естественно, бывали и домашние концерты.
Подрастающих дочерей учили фрейлины и мать. Великая княжна Ольга Николаевна была самой музыкальной, «могла на память сыграть любое услышанное ею музыкальное произведение», кроме того, «она очень недурно пела меццо-сопрано». Примечательно, что наряду с «академическими музыкальными занятиями», в семье Николай 2 соседствовали вполне «народные» музыкальные пристрастия. Александра Федоровна любила простую трехструнную балалайку.
Алексей Николаевич, трехлетний цесаревич в окружении юнг играет на балалайке. Надо признать, что это единственный случай, когда наследник российского престола не только научился, но и полюбил играть на истинно народном инструменте. После рождения Татьяны среди игрушек детей появились игрушечные балалайки из магазина Т. Н. Дойникова.
В конце 1897 года в этом магазине купили еще две игрушечные балалайки. Это было и стремление сделать из цесаревича истинно русского монарха, и интерес императрицы к истинно русскому народному инструменту. Алексей обладал превосходным музыкальным слухом. У цесаревича имелись учителя, среди которых был генерал – майор Свиты Его Величества Ресин. С 15 марта по 4 мая 1916 года Александр Николаевич Зарубин дал 12 уроков игры на балалайке цесаревичу Алексею. Именно для этих уроков в апреле 1916 года на «собственные средства» цесаревича в музыкальном магазине Лемберга куплена профессиональная балалайка за 25 рублей.
Вероятно, мальчик так увлекся игрой на этом инструменте, что хотел разделить увлечение со своими друзьями – кадетами Агаевым и Макаровым, им он на свои средства в августе 1916 года купил две балалайки в футлярах, потратив на это 76 рублей.
Где бы не появились высокие гости, повсюду их встречала музыка: и духовная, и светская. Пели церковные певчие, заливались колокола. Гремели барабаны, звенели балалайки. Играл военный оркестр трубачей, и пел детский хор. Вниманию державных слушателей 7 раз была предложена в разном исполнении музыка из оперы М. И. Глинки «Жизнь за Царя» в память 300 – летия династии Романовых
Императрица Александра Федоровна включила в январе 1917 года уроки на балалайке, два часа в неделю, в расписание занятий цесаревича. Эти занятия так и не начались, поскольку после февральской революции Николай II был вынужден отречься от престола. Семья была арестована и сослана в Тобольск. Несмотря на все эти драматические события, Алексей не оставил увлечения балалайкой, и в списке вещей, взятых в ссылку ,значилась балалайка.
История выставила минувшим событиям свои оценки. Нам же остается только сострадать тем, кого она не пощадила. И научиться понимать, что высокие титулы и успешная карьера — далеко не главные в шкале жизненных ценностей. Есть вещи куда более значимые, такие, как мастерство и талант, любовь и верность.

Музыкальные увлечения царской семьи Николая II. Презентация