Паненкова Лариса Ивановна,
учитель музыки и хорового пения
НРОУ «Орловская православная гимназия
во имя священномученика Иоанна Кукши»,
преподаватель отделения православного пения
ОДШИ им. Д. Б. Кабалевского
г. Орел, январь 2008 г.

«Школа была, должна быть, с одной стороны, включением новых поколений в живое преемство культуры, а с другой стороны, конечно, и одновременно и включением их в свободу, в критическое искание истины» — эти размышления выдающегося богослова о. А. Шмемана, высказанные ещё в 70-е годы XX-ого столетия, представляются весьма актуальными и в наше время (2: 427).

Образование вводит человека в живой культурный процесс, неотъемлемой частью которого является народная культура России. Задача школы раскрыть для детей понятие «культура» максимально широко, а они в своё время свободно выберут то, что им ближе.

Музыкальный фольклор сравнительно недавно (в последние 20 — 30 лет) стал включаться в сферу нашего образования. Почти одновременно в системе школьных дисциплин выделился предмет «краеведение». Их совокупный потенциал создает новые препосылки для воспитания в детях патриотического отношения к своему Отечеству, чувства причастности к родной земле, живой связи с предками, преемственности поколений.

Вопрос о воспитании патриотизма в детях опять остро встал в современном мире. Пересмотр ценностей, гуманизация, глобализация, компьютеризация и тому подобное приводят к тому, что с возрастом дети перестают доверять заложенному в них семьей и школой культурному багажу,  с вожделением смотрят на запад.

Евангелие повествует, как пронзительно переживал Христос чувство Родины, принадлежности к своему народу, плача о грядущем его: «Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побивая посланныя к тебе, колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже кокош гнездо свое под криле, и не восхотесте». (Лк. 13:24).

Каждый народ стремится сохранить свою национальную культуру, это заложено в нем на иррациональном ментальном уровне. Перед русским народом сейчас реально стоит задача сохранения черт русскости, национального менталитета. И хотя традиционная народная культура России фактически лежит в руинах, руины эти дорогого стоят.

«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.»

Эта замечательная метафора Пушкина отражает глубинную черту русского национального сознания.

Народное искусство выявляет дух народа.

«И то, во что излился дух, и еловек, и картина, и напев, и храм, и крепостная стена становится священным и дорогим, как открывающийся мне и нам, и нашему народу, и нашей стране лик Самого Божества,» — писал И. Ильин (1: 241). «Родина есть нечто от духа и для духа. И тот, кто не живет духом, тот не будет иметь Родины... На безродность обречен тот, у которого душа закрыта для Божественного, глуха и слепа. И если религия прежде всего призвана раскрыть души для Божественного, то интернационализм безродных душ коренится прежде всего в религиозном кризисе нашего времени» (1: 241).

Орловская земля обогатила русскую культуру именами великих писателей и поэтов: Тургенева, Фета, Тютчева, Бунина, Лескова, Андреева, Зайцева. Такое соцветие на одном клочке земли удивительно! Она стала родиной выдающихся музыкантов — собирателей фольклора: А. Л. Маслова, И. С. Тезавровского, Вик. С. Калинникова. Удивительно, но и родоначальники академической русской фольклористики, создатели грандиозного собрания песен и других жанров русского фольклора — П. В. Киреевский и П. И. Якушкин — тоже орловцы.

Идеей изучения и сохранения строя национального русского духа была озарена жизнь и деятельность основоположника отечественной фольклористики Петра Васильевича Киреевского, 200- летие со дня рождения и 150-летие со дня смерти которого отмечается в этом году. 20 лет П. Киреевский прожил в своем имении «Киреевская слободка» около Орла. Здесь же он осуществлял свои записи. П. Якушкин, начав собирательскую деятельность почти одновременно с Киреевским и независимо от него, продолжил его труд после смерти Киреевского.

На пути любого человека есть некие знаки, указатели, которые вспыхивают в душе и не гаснут. Таким знаком для меня стал в моей личной жизни П. В. Киреевский. Когда я приехала впервые в Оптину пустынь, куда стремилась душа, и увидела там могилы братьев Киреевских, то для меня это стало своего рода благословением на дальнейщую жизнь.

Теперь уже 10 год я работаю в Орловской православной гимназии, сочетая труд учителя музыки и преподавателя музыкальных дисциплин отделения православного пения на базе ОДШИ им. Д. Б. Кабалевского. И стало понятно, зачем Гоподь возвратил меня на Родину, в Орел, как применить знания и увлечения моей предыдущей жизни.

Становится очевидным, что в региональном аспекте современного образования в нашем крае приорететами являются литература и народная музыкальная культура. В Орловской православной гимназии оба эти направления органично вплетены в общешкольную жизнь. Взаимодействие их представлено, прежде всего, на уроках русского языка и литературы Заслуженного Учителя России Масленниковой Раисы Алексеевны, свыше 50-ти лет занимаюшейся собиранием орловского фольклора в Орловском государственном университете, автором девяти книг по орловскому фольклору.

Жизнь гимназии насыщена музыкой. Почти треть учеников занимаются игрой на музыкальных инструментах и пением в хоре. На базе гимназии создано отделение православного пения под юрисдикцией Орловской детской школы искусств имени Д. Б. Кабалевского. Ученики этого отделения активно участвуют в музыкальной жизни города.

В стенах гимназии проводит репетиции фольклорный ансамбль Орловского областного центра народного творчества «Взойди, солнце», участниками которого являются три преподавателя гимназии: Санькова И. Е., Паненкова Л. И. и Сиротинкина Е. В. В мероприятиях гимназии регулярно участвуют фольклорный ансамбль «Карагод» Орловского Государственного института культуры и искусств под руководством декана факультета народного пения Чабан С. Н. и народный коллектив ансамбль «Светозары» под руководством Полохиной Н. И. Областного центра народного творчества. Так в гимназии образовалась органичная для детей музыкально-звуковая среда, включающая в себя как академическое, так и фольклорное исполнительство. Дети естественно, безо всякого нажима, погружаются в нее, и поэтому обращение к аутентичному народному музыкальному искусству для них не является болезненным. Ведь не секрет, что восприятие традиционного музыкального фольклора очень затруднено для многих людей, по-видимому, это было проблемой уже в XIX веке. Так, П. Киреевский, отмечая, что русская национальная жизнь парализована нашим пристрастием к иностранному, писал следующее: «А потому не удивительно ли, если все родное более или менее становится нам чуждым? Кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью, и кого ея звуки не провожали во всех переходах жизни, у того, разумеется, сердце не встрепенется при ея звуках. Она не похожа на те звуки, на которых душа его выросла. Либо она будет ему неприятна, как отголосоки грубой черни, с которой он в себе не чувствует ничего общего; либо, если уже в нем есть особенный музыкальный талант, она ему будет любопытна, как нечто самобытное и странное... Она ему ничего не напомнит. Подражание уже средоточит безжизненность. Что живо, то самобытно. Чем полнее существо человека, тем лицо его выразительнее, не похоже на других. То, что называется общечеловеческой физиономией, значит ни что иное, как одно лицо со всеми, то есть физиономия пошлая» (1:223—224).

П. Киреевский выдвинул тезис о необходимости сохранения национального предания, как некоего духовного средоточия народа. Эта идея подвигла его на собирательскую деятельность. «Национальная жизнь, как и все живое, неуловима ни в какие формулы. Предание нужно» (1: 244). «Полнота национальной жизни может быть только там, где уважено предание, и где простор преданию, следовательно, и простор жизни» (1: 223). Именно народное искусство, традиционный фольклор, по мысли П. Киреевского, является хранительницей народного предания.

2008 год проходит в России под знаком Киреевских. Нашей гимназии уже в прошедшем 2007 году довелось участвовать в мероприятиях, посвященных жизни и деятельности П. Киреевского. Поскольку он начал свою собирательскую деятельность с записи духовных стихов и именно духовные стихи вышли в печати при его жизни (55 из 71 увидевших свет песен, хотя к тому моменту им было собрано уже несколько тысяч), на вечере,ему посвященном и проходившем в Орловском доме-музее Т. Грановского, звучали духовные стихи. Мы позволили себе небольшой эксперимент с музыкальной программой. Она отразила три разных ракурса работы с фольклорными текстами:

1)представление аутентичных духовных стихов

(духовный стих «Про Егорья» Псковской области прозвучал в аутентичной фольклорной манере).

2) показ музыкальной стилизации

(текст духовного стиха «О трех дарах»в записи П. Киреевским был распет в стиле народной календарной песни и в манере, приближенной к народной).

3) показ взаимовлияния и взаимодействия церковно-гимнографической и народно — песенной поэтических традиций путем соотнесения, сопоставления текстов духовных стихов «Плач Адама» и «Плач Богородицы» в записи Киреевского и церковных песнопений «Седе Адам прямо рая» (стихира на славнике 6-ого гласа в Неделю сыропустную) и «Днесь Неприкосновенный Существом» (стихира Воздвижения 8-ого гласа на славнике чинопоклонения Кресту). Стихиры прозвучали в исполнении детского хора гимназии, музыкальную стилизацию исполнила группа детей из числа участников хора, духовный стих представил фольклорный ансамбль «Взойди, солнце».

Отметим попутно, что в гимназии не существуют собственно фольклорного ансамбля детей, и в исполнении фольклорного материала участвуют желающие из состава академического хора. При этом задача воспроизведения фольклорного звука специально не ставится, но манера в результате получается очень приближенной.

Важнейшей частью гимназической жизни являются рождественские спектакли в исполнении детей и постановке духовника гимназии о. Николая Евдокимова. В музыкальном оформлении 4-х из них: «Морозко» (2 разные постановки), «Сказка О Царе Салтане» и «Двенадцать месяцев», использовался фольклорный материал разных жанров: считалки, колядки, игровые и хороводные, свадебные величальные и лирические песни в сольном и хоровом вариантах, a capella и с сопровождением, инструментальные наигрыши на гуслях и гармони. Благодаря живому звучанию фольклора, спектакли обрели праздничный живой национальный колорит, а дети приобрели некоторый музыкальный багаж.

В этом же ключе в гимназии проходили представления по страницам древнерусской истории на основе житийной литературы:

· княгиня Ольга и князь Владимир,

· Александр Невский,

· Петр и Феврония Муромские.

Участники этих театрализованных представлений разделялись на команды, между которыми устраивалось соревнование. Одним из заданий было исполнение хоровода с довольно сложной хореографией (типа южно-славянского варианта «Плетня» или северного кругового хоровода с фигурными элементами). Пение в данном случае оказалось гораздо более легким заданием по сравнению с хореографией. (Как современные дети далеки в пластике от своих корней!) Для воссоздания атмосферы древности разучивались песни календарного цикла.

Музыкальный фольклор  — одна из важных составляющих школьных уроков музыки. Это очень удобный материал для обучения детей пению, особенно на раннем этапе. И здесь традиционно используются считалки, игровые и хороводные жанры, несложные варианты песен календарного круга. В процессе игры дети забывают о своих проблемах с музыкальным интонированием, раскрепощаются, и процесс обучения пению идет быстрее.

В средних классах они знакомятся с более сложными формами фольклора, слушают записи (аутентичные и обработки, в том числе с наложением современных ритмических и тембровых приемов, что облегчает им восприятие, делая народную музыку привычной для слуха), знакомятся с народным инструментарием, наигрышами, разучивают некоторые из песен.

Обращение к фольклору в школьной практике дает большие результаты, когда в уроки музыки вплетаются элементы краеведения. С историей того или иного края тесно связан ареал бытования определенных песенных жанров и музыкальных инструментов. Орловская область включает в себя территории, бывшие некогда прародиной славян, на которых вплоть до конца ХХ-ого столетия фиксировалось бытование календарных жанров праславянской древности и древнейших инструментов, таких, как кугиклы и трещотки. Не меньший интерес вызывает у детей и культурный пласт бытования в наших краях колесной лиры, и исполняемых под неё духовных стихов, исследованию которых посвятил немало сил фольклорист и общественный деятель А. Л. Маслов, уроженец Орловской губернии. Неисчерпаем потенциал, который раскрывается во взаимодействии народного искусства и истории края.

Ещё одним направлением уроков музыки является сфера пересечения народного и профессионального искусства, песенного фольклора и русской музыкальной классики. Эта тема с бо¢льшим интересом воспринимается детьми опять же через призму истории края. Поясним на отдельных примерах.

В сборнике Н. А. Римского — Корсакова «100 русских народных песен» есть множество образцов из Орловской губернии. Часть из них композитор записал от своей матери С. В. Римской — Корсаковой, уроженки Орловской губернии. Песню «Как за речкою да за Дарьею» (№ 8) он использовал в качестве темы, характеризующей татар в симфонической картине «Сеча при Керженце». Орловская земля некогда была пограничьем с Великой Степью, и песни о татарских набегах широко бытовали здесь. Орловский вариант песни дети учат на уроке. В симфонической картине Римского — Корсакова она трансформируется в совсем иной интонационно — художественный образ, являясь музыкальной характеристикой татар. Но сама действенная и художественно — выразительная сила музыки заставляет детей острее пережить трагические страницы истории Отечества, хотя сама битва при Керженце имеет легендарный характер.

Иной подход в работе с фольклорным материалом представляет творчество М. П. Мусорского. Две песни сборника «100 русских народных песен» использованы им в опере «Борис Годунов»: свадебная песня «Звонили звоны» (№ 71) — в песне Варлаама «Как едет ён» (из 2-ой картины 1-ого действия «Корчма на литовской границе») и лирическая «То не ястреб совыкался с перепелушкой» (№ 18) — в хоре «Не сокол летит по поднебесью» (из «Сцены под Кромами»). В этих картинах оперы действие происходит на территории нынешней Орловской области, входившей в те времена в Речь Посполитую, поэтому использованием этих песен композитор достигает географической достоверности. Но это лишь внешний план. Есть и внутренняя, глубинная, психологическая подоплека в обращении к ним. Воплотить «тончайшие черты природы человека и человеческих масс — вот настоящее призвание художника», — писал Мусоргский (3:109). В музыке «Сцены под Кромами» композитор гениально раскрыл страшную природу русского бунта, «бессмысленного и беспощадного», по выражению А. С. Пушкина, и нити к этой картине ведут от использованных им орловских песен.

Как отмечают исследователи, под Кромами собирались люди, не желающие жить по установленным законам, то есть изгои общества. Мусоргскому необходимо было найти такой фольклорный материал, который бы соответствовал им. Возможно, песня «То не ястреб» удовлетворила композитора. В таком случае его привлек в первую очередь текст этой песни, в котором речь идет о страшной казни, которую брошенная девушка хочет устроить своему возлюбленному. Бросается в глаза резкое несоответствие напева (необыкновенно мелодически красивого и упруго ритмически организованного, светлого, мажорного по колориту), и зловещего, в духе гоголевской «Страшной мести», текста. Этот диссонанс, заложенный в самом фольклорном первоисточнике, Мусоргский использовал в опере: сцена под Кромами начинается с хора, представляющего собой глумление, кощунственное величание одного из ближних бояр Бориса (в результате которого его ждет смерть), основанного на мелодии этой песни. Страшный смысл этого действия противоречит величественности и музыкальной красоте этого хора. «Взрывная сила», заложенная в нем, сдетонирует в дальнейшем развитии сцены под Кромами, в хоре «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая».

Другая орловская песня, свадебная «Звонили звоны» исполняется в опере также с сочиненным Мусоргским текстом «Как едет ён». Она исполняется Варлаамом после знаменитой богатырской по духу «Как во городе было, во Казани» и имеет печально-лирический, с оттенком комизма характер. Две песни Варлаама — отражение разных векторов душевного устроения этого персонажа. Но печальная и лиричная «Как едет ён» — это олицетворение человечной, мягкой стороны его души, некое обобщение русской души вообще. А русская душа, лишённая Бога (а Варлаам у Мусоргского и у Пушкина — поп — расстрига, беглый монах, спекулирующий своим прошлым), — вырождается, её действия не предсказуемы и страшны. И вот мы видим Варлаама в качестве главного застрельщика бунта и казни в «Сцене под Кромами», и из овеянной человеческой грустью песни «Как едет ен», из ее мелодического зерна, вырастает мощная, бесшабашная в своей разрушительной силе тема хора «Расходилась, разгулялось сила, удаль молодецкая». Жутко в своем торжествующем величии звучит она, особенно выделенная в момент вступления ее в увеличении в партии Варлаама. Страшную деструктивную энергию несет в себе этот стихийный богатырский образ с русской песней на устах и безбожием в душе.

Никогда ещё до Мусоргского светская музыка не ставила эту проблему стихийности русской души столь напряженно и остро! «Как едет ён» — «Не сокол летит по поднебесью» — «Расходилась, разгулялась» — и в итоге крики хора: — «Души! Дави!» — звенья одной цепи. Путь Варлаама и толпы, идущей за ним, — это путь разрушения, духовного самоуничтожения, дорога к бездне.

Возвращаясь к мысли П. Киреевского, национальная жизнь будет возрождаться и развиваться, когда культура, в которой есть место и " простор преданию«, преображается духом православия.

И если, согласно формуле А. Котова, руководителя ансамбля «Сирин», «пение есть организованный крик», то фольклорное пение есть организованный крик в квадрате; и, может быть, когда-нибудь, когда человек оторвется от родных корней, увлеченный вихрем жизни, этот крик отзовется вдруг в его душе пронзительной нотой, полоснет по — живому сердце, напоминая ему о доме.

Литература:

1. Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Репринтное издание. Изд. Свято- Троицкая Сергиева Лавра. Издат. отдел Владимирской епархии. 1995.
2. Мусоргский М. П. Письма. — М.: Музыка, 1981.
3. Шлеман А., прот. Дневники. 1973—1983. — М.: Русский путь, 2007.

Поделиться: