Кукла — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла — неизменный его спутник, она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Кукла — зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства.

Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Не секрет, что около трети покупок в магазинах игрушек взрослые делают для себя. Такими куклам любуются, украшают интерьер квартир, их коллекционируют. Но самой любимой куклой всегда будет только та, что сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт, зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.

Рукотворные куклы

Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по своей форме и декоративному наполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления. Они имеют элементы, отличающее их от других игрушек. В первую очередь кукла — это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы.

Приобщить детей к чарующему миру куклы, дать ему возможность попробовать изготовить ее своими руками, вернуть еще раз в волшебный мир детства — вот основная моя задача.

В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т. д.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог бы пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранят в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать старинному искусству кукольного рукоделия.

Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются праздничные народные гулянья, в высокой моде находят неожиданное отражение элементы русского народного костюма и т. д.

Знакомство с традиционными русскими куклами позволит вам познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для ваших друзей.

Чтобы сделать куклу в народном костюме надо знать его особенности.

Русский народный костюм

Русский народный костюм — неотъемлемая часть народной культуры. Традиционная народная одежда формировалась веками.

Народный костюм, в особенности праздничный, обрядовый, изготавливался из дорогих материалов.

Работа над ним требовала много времени и усилий. Такие костюмы берегли, передавали из поколения в поколение, хранили в специальных сундуках-укладках Сааме дорогие костюмы, головные уборы ритуального характера (например, свадебные) брал из семьи в семью.

Элементы женского народного костюма: сарафан или понёва, рубаха, передник, головной убор.

Русский костюм максимально закрывает тело.

По географическому признаку русские костюмы подразделяются на две большие группы: северную и южную. Граница севера и юга, применительно к народному костюму, проходит по северной границе Московской области. Северный женский народный костюм конусообразного силуэта. В его состав входят сарафан рубаха, передник, наплечная верхняя одежда (до талии), пояс, головной убор. Южный костюм прямого силуэта. Он включает в себя понёву, рубаху. наплечную верхнюю одежду (ниже талии), пояс-кушак, головной убор.

Более древний вариант русского костюма с понёвой, сарафан более молодой. Девушки чаще носили сарафаны, а женщины — понёвы.

Основной орловский крестьянский костюм, как и все костюмы южновеликорусского края (Тульская, Орловская, Тамбовская, Рязанская губернии) издревле состоял из рубахи, понёвы (род женской поясной одежды), передника-завесы, сложного головного убора и нескольких элементов шейных украшений — «ожерелка», бус, либо гайтана.

Вариации украшения и покроя основных элементов одежды значительно различались в восточных и западных уездах Орловской губернии и даже в отдельных деревнях. Разнообразие видов женского костюма в Орловской губернии объясняется в значительной степени многократными перемещениями жителей сначала с юга на север под напором кочевников, а с конца XVI века по мере закрепления земель за Московским государством — с севера на юг. Вместе с переселенцами внедрялась на новом месте привычная им одежда, способы ее изготовления, украшения, которые дополняли существующие, смешиваясь с ними, и получалось нечто новое, которое шлифовалось и совершенствовалось веками.

Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, крашение, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина, нашивки из цветных полос, атласных лент, блесток, кружев. Русский женский костюм обладал мягким лаконичным контуром. Когда женщина шла, костюм ее сохранял плавность, текучесть линий. Этот характер движения был настолько органичен для русской женщины, что сохранился во многих плясках и хороводах.

Самой древней одеждой славян, живущих в районах верхнего и среднего течения Оки (вятичей, кривичей и др.), была рубаха, изначально изготовлявшаяся из грубого полотна.

Она защищала людей от зноя, на нее надевали меховую и шерстяную одежду в зимние холода. Рубашка непосредственно соприкасалась с телом человека, поэтому ей приписывалось обладание магическими силами. Достаточно было заполучить рубаху врага, чтобы напустить на него «порчу», произведя с ней колдовские манипуляции. Уберечь же свою рубаху и себя вместе с ней от «сглаза» было необходимо.

Так появляются некие символы, формулы добра на вóроте, защищающие шею, подоле, касающемся ног и самое главное на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми.

Знаки добра наносились конечно разноцветными нитками — вышивка, ткачество, кружево. Для украшения открытых частей рубахи — ворота, рукавов, подола — использовались закладное и бранное ткачество и вышивка в технике «роспись», «настил», «крест», «набор». Излюбленным сочетанием цветов было красное с черным. Изделие становилось более выразительным, монументальным. В сундуке для приданного невеста хранила 5—6, а богатая дюжину рубашек. Самую красивую, тонкую, хорошо отбеленную, особо удавшуюся, ярко украшенную надевала невеста в день свадьбы.

Крестьянка свой самый лучший праздничный костюм надевала в день свадьбы. Затем носила его по праздникам очень долго, часто в течение всей жизни, могла передать его дочери.

К архаичным одеждам во всем мире относятся и различные виды поясной одежды, сделанные из куска ткани, обернутого вокруг бедер. Если он надет поверх длинной рубахи, то его можно и не сшивать. Таковой и была понёва, являющаяся основой орловского женского костюма, да и южновеликорусского в целом.

Наиболее древней была понёва распашная, то есть состоящая из трех полотнищ, одно из которых располагалось сзади, а два других, пришитых к нему — по бокам. Спереди полотнища не сшивались, так как распашная понёва надевалась непременно поверх длинной рубахи.

В некоторых селах Болховского уезда правое полотнище не дошивали доверху, а в Дмитровском уезде с одного бока снизу вшивали вставку «бедро» из кумача либо разноцветного тканья В большинстве сел распашные понёвы носили с «подтыком», то есть поднимали полы и затыкали у пояса, чем достигали необычного эффекта пышности, статности женской фигуры.

Понёва делалась из домашней шерстяной ткани простого полотняного переплетения черного или темно-синего цвета в квадратную или прямоугольную прорисованную клетку. Понёва была предметом особой гордости крестьянки. Чем богаче был украшен подол понёвы, чем больше ярких полос было на ней, тем наряднее считалась хозяйка.

В отдельных местностях богатые крестьянки кроме повседневной имели до трех понёв.

Самая богатая понёва (семь нарядных полос) называлась «годовой», надевалась лишь по самым крупным религиозным праздникам; затем следовала «полугодовая» понёва; самая скромная — «воскресная», которую надевали к обедне по воскресным дням.

Распашные понёвы украшали полихромной вышивкой цветной шерстью, нашитыми полосками красной ткани, галунами, позументами, шерстяным тканьем. Зачастую край подола и полы обшивали «пояском» — узкой тесьмой из шерсти. Понёва могла быть короче рубахи, и тогда из-под нее был виден расшитый подол рубахи.

На Орловщине носили не только понёвы, бытовали также шерстяные тканые юбки, как правило, красные в полоску.

В женском костюме понёва в некоторых местностях заменялась сарафаном, наиболее ранним был сарафан из черного или темно-синего шерстяного домотканого материала, подол которого украшался красны сукном, лентами, блестками, золотой тесьмой.

В конце XIX — XX вв. появились сарафаны «московские» (прямого покроя). Были они, как правило, из набивного ситца, кумача, пестряди. Носили их преимущественно молодые женщины и девушки по праздникам.

Передники — третий важный элемент крестьянского костюма, почти повсеместно сплошь украшались вышивкой, тканым узором, кружевом. Называли их «запонами», «завесками», «занавесками». И действительно, они как бы драпировали, «занавешивали» женскую фигуру сверху донизу.

Важное место в женском одеянии занимал головной убор. Достаточно сложный, состоящий из множества деталей, он как бы завершал определенный образ.

В западных и центральных районах Орловского края повсеместно встречающимся головным убором была кичка в соединении с «сорокой». «Сорока» — это особым образом выкроенный и сшитый кусок ткани с вышитым очельем, который служил верхней частью головного убора. Поверх «сороки» надевался снизанный из бисера «позатылень», называвшийся в некоторых местностях «бороной». Такие головные уборы «сороки» украшались гарусом, золотым шитьем, бисером, дутыми бусами, бахромой. Праздничные уборы крестьянок были настолько яркими и блестящими, что их называли «златоглавыми». Однако при всей своей сложности головной убор не был перегруженным.

Основу наиболее распространенного головного убора из старинного села составляет стеганная из толстого холста на подкладке кичка, богато расшитая блестками, бисером, бусинами из цветного стекла, лентам, стеклярусом, украшенная подвесками из бисера, стекла, шерстяных нитей, которые иногда дополнялись круглыми шариками «пушками» из гусиного пуха.

Кичка и позатыльник должны были полностью закрывать волосы замужней женщины, так как по древним поверьям человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода и чтобы не принести несчастье родне мужа, она не имела права «опростоволоситься», то есть показаться на людях с «простой» — непокрытой головой. Такое позволялось только девушкам вплоть до замужества. Часто ежедневной одеждой девочек и девушек на выданье была длинная холщовая рубаха, подвязанная узким поясом.

В праздник девушки надевали головной убор в виде твердой повязки, вышитой нитями или бисером. Иногда девичья повязка украшалась ниспадающими лентами. Такой головной убор оставлял открытой длинную косу — девичью красу. Летом дети ходили босиком, а некоторые одевали лапти лыковые, либо «чуни» из пеньки. Зимой крестьянки носили распашную одежду из сукна, зипуны, свитье, овчины, шубы, полушубки, тулупы. Зимней обувью детей и взрослых служили валенки.

Кичка — старинный головной убор замужней женщины, полностью скрывающий волосы. Представляла собой холщовую шапочку в виде лопатки или рогов. Спереди украшалась вышивкой, нитями, бисером, жемчугом. Носили в праздник и в будни.

Кокошник — старинный женский головной убор, в отличие от кички и сороки, носили замужние женщины и девушки в городе и на селе. Представлял собой твердый убор с высоким округлым передом из картона, покрытым широким золотым галуном.

Завеска — наиболее древний вид передника туникообразного кроя. Шили из цельного полотна, перегнутого на плечах так, что сзади получалась спина 20—40 см длиной. На перегибе вырез для продевания головы.

Цвет в народном костюме

Красный цвет многие народы наделяли магической силой. Красный — цвет огня, крови, солнца, обещание долголетия, плодородия, силы и власти. В традиционных костюмах на Руси использовалось до 33 оттенков этого цвета.

По цвету народной одежды можно было определять возраст ее владельцев: самыми скромными были костюмы старух, стариков и детей, а самыми красочными — костюмы молодых женщин до рождения первого ребенка.

Цвет играл важную роль в композиции народного костюма. Он выделял главные части костюма, подчеркивал ярусность формы.

Наряду с цветом важное место в декоре традиционного костюма занимал орнамент. Орнамент — украшение, состоящее из ряда ритмически упорядоченных элементов.

Основными видами орнамента русского народного костюма были знаки солнца (солярные знаки) — круги, кресты, ромбы, кони, олени, птицы; знаки земли, воды; изображение дерева жизни — олицетворение вечно живой природы; изображение женской фигуры — символа плодородия. Орнаменту русского народного костюма свойственны прямолинейность и геометричность. Это объясняется техниками вышивки по счету нитей и тканья, в которых затруднено выполнение округлых линий. Например, круг — символ солнца — заменяется в вышивке и ткачестве на ромб, поставленный на угол.

Характерные места декора — ворот, разрез по вороту, низ рукавов, низ юбки, рубахи, то есть все края одежды.

Рамочный орнамент в русской символике имел смысл оберега, то есть защищал самые уязвимые части тела — шею, руки, ноги.

Поверхность ткани костюма часто служила фоном для нанесения декора: вышивания и нашивания (лент, полос, ткани, кружев, уголков из ткани, тесьмы, блестков, пуговиц, бисера).

Семантика народного орнамента

  • круг — солнце, символ жизни.
  • капля — вода, зерно.
  • клетка — ограниченное пространство, засеянное поле.
  • чешуя — покров.
  • крест — человек.
  • точка — начало начал.
  • прямая — покой.
  • возвышенность.
  • противоборство.
  • кривая линия — движение.
  • ромб — мощь, сила.
  • спираль — вихрь, ураган.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Последовательность операций

  • 1. Выкраиваем из ткани детали. Конус — основа куклы; руки, голову, понёву, рубаху, передник,головной убор.
  • 2. Сшиваем деталь основы и пришиваем дно. Набиваем конус опилками и зашиваем в верхней части.
  • 3. Сшиваем руки, выворачиваем на лицевую сторону и продеваем проволоку.
  • 4. Из квадрата 20×20 формируем голову и вставляем в ручки через отверстие.
  • 5. Пришиваем голову с ручками к основе (конусу).
  • 6. Из ниток мулине делаем волосы, пришиваем к голове куклы и заплетаем косу.
  • 7. Раскраиваем понёву и украшаем ее лентами, позументами, тесьмой.
  • 8. Выкраиваем рубаху и украшаем ее вышивкой «настил», «роспись» или «крестом».
  • 9. Выкраиваем передник и тоже украшаем его лентами, тесьмой, вышивкой.
  • 10. Выкраиваем из картона головной убор. Обклеиваем его тканью, украшаем бисером, пойетками, лентами.
  • 11. Изготовить из бисера и мелких бусинок бусы.
  • 12. Одеваем на куклу уже готовую рубаху, затем понёву, передник и головной убор.

Такую куклу могут сделать учащиеся старших классов, уже знакомые с работой на швейной машинке и рукоделием (видами вышивок, бисероплетением и составлением орнамента).

 

преподаватель Орловской Православной гимназии
Сошнева Любовь Николаевна
Орел, 2007г.

Поделиться: