Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! Аминь!

Поздравляю всех причастников с принятием Святых Христовых Таинств. В сегодняшний день все мы с вами стали участниками и тайновидцами Великого события в истории человечества, когда Господь на Тайной Вечере оставляет нам через учеников Своих, святых апостолов, Причастие. Великая Милость и Любовь Божья изливаются на нас с вами в этот день, потому что все мы сегодня приобщились Святых Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Великая Милость к нам, явленная Спасителем! Сколько бы ни прошло веков с того момента, до конца мира будет стоять Православная церковь и будут в ней совершаться Таинства, и будет в ней Господь, и будет в ней Благодать Святаго Духа! Почему же нам так тяжело и трудно открыть свои очи духовные и ощутить радость и святость, которые окружают Престол Божий, Чашу Христову. Когда выходит священник, из открытых Царских Врат исходят ангелы и архангелы, херувимы и серафимы и всё Царство Небесное, ибо выходит к людям Сам Христос Бог Телом и Кровью Своей, истинными Телом и Кровью Сам Спаситель, Сам Тот, Кто потом отдаст Самого Себя во искупление всего рода человеческого. Каждый раз, каждое Причастие, каждую Службу Сам Господь является нам! Видим ли мы сердечными очами сошествие ангелов, видим ли мы сердечными очами и трепещем ли в присутствии Бога и Благодати Божьей? Чаще всего очи наши закрыты: спать нам хочется, сердце болит, ноги ломит, спину давит, и ждём мы, когда закончится Причастие, дабы поскорее предаться неге телесной и прочим непотребным вещам. Почему же сие происходит? Послушаем апостола Павла, слова которого сегодня слышали во время Богослужения, прочту вам по-русски, чтобы было понятнее: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». Забываем мы, подходя к Причастию и к Таинствам Церковным, что непосредственно в каждом Церковном Таинстве присутствует Самолично Господь, всей Своей Троической силой: и Сын, и Отец, и Святой Дух. Будь то исповедь, проходящая в гимназии, будь то в храме, будь то крестины или другое какое-то Таинство. Но как мы к этому относимся?! Видим ли мы Христа, предстоящего в священнике исповедающем? Содрогается ли наше сердце от осознания своей греховности и никчёмности перед Чашей Господней? Трепещем ли мы, как трепещут ангелы и архангелы, серафимы и херувимы? А стоило бы трепетать, потому что кто ест хлеб сей и пьёт Чашу Христову недостойно, тот виновен будет против Тела и Крови Господней! «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей, ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». Несмотря на всю подготовку, пост, молитву, мы должны осознавать себя недостойными. Но как же нам быть? Кто дерзнёт тогда причаститься и прийти к Чаше Святой? Ибо сами ангелы не могут воззреть на это Таинство! Недостойно причащается тот, кто считает себя «достойным» Причастия Тела и Крови! Недостойно причащается тот, кто безалаберно подходит к Чаше, думая о чём-то своём мирском, далёком, без должной подготовки, не сокрушаясь, не умиляясь, не заставляя своё сердце трудиться, чтобы оно взгревалось при виде Христа! Вот кто недостойно ест и пьёт, кто подходит к Чаше по привычке, потому что его заставили, потому что надо подойти к Чаше, кто не видит в Причастии Тела и Крови Христа Спасителя! «От того многие из вас немощны и больны и немало умирают!» Вот почему мы не можем справиться со страстями, потому что покаяние наше вялое, мы не каемся, в лучшем случае грехи перечисляем, а в худшем даже этого не делаем, отделавшись общими словами, не принеся сердечного покаяния. Также и на Службе мы не заставляем свою душу трудиться, поэтому бесплотны оказываемся, бесплодны, ибо если бы мы сами себя осудили, то не были бы судимы. Укоряй себя, человек! Не получилось – укоряй, немощен – укоряй, но только не оправдывай себя, не говори, что ты чего-то достоин! « Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». Вот нам сказана какая истина: повинившись перед Богом и смирившись перед Ним, не будешь осуждён с миром, который распял Его. «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». И этот мир осуждён будет на вечное страдание: «Смерть грешников люта!» Мы должны помнить об этом! Великое милосердие и радость Божия нам даны, счастье предстоять в храме, счастье быть с Богом, счастье Причащаться Святых Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Но счастье это не безответственное, это не дармовщина, это труд великий, дающий нам жизнь. Подходи к Чаше смелее, тебя Господь призывает, но и неси ответственность за это, неси радость сопричастия, события со Христом, с Его учениками, исповедуй Христа всем сердцем своим, и будет радость в твоём сердце и счастье, которое люди ищут там, где его быть не может. Дай Бог, чтобы каждый из нас приобщившись Святых Христовых Таинств сегодня, узрел в своём сердце Христа и «не предал Его яко Иуда», а как разбойник благочестивый сказал: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем». Сегодня нам с вами предстоит чтение двенадцати Святых Евангелий, вспоминая Страсти Христовы, в завтрашний день вынос и погребение Святой Плащаницы. Дай Бог, чтобы мы все провели эти дни в молитве, в осознании присутствия Бога, тогда и Пасха будет радостная, Святая, всеоживляющая, вдохновляющая и умиротворяющая.

Храни вас всех Господь!

Прот.Николай Евдокимов,
духовник Орловской православной гимназии,
настоятель храма Святой Троицы,
28 апреля 2016г.

Поделиться: