Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

Ныне мы с вами предстоим пред Святой Плащаницей, на которой видим Тело Спасителя нашего, снятого со Креста, и вспоминаем все вместе события, произошедшие в минувшую ночь. Начиналось это с Тайной Вечери, когда Спаситель собрал своих учеников, чтобы на Своей последней земной трапезе, на агапе любви, на этой Вечере излить всю Свою любовь на учеников, всю Свою Божественную любовь, чтобы уверить и укрепить их перед предстоящими событиями, дабы они не соблазнялись и не искушались виденным. Но во время этой трапезы присутствовал нечестивый Иуда, сребролюбивый и жадный, лицемерный и лукавый, который уже собрался предать Спасителя, взяв деньги. Когда же Господь сказал, что один из них предаст Его, то ученики стали возмущаться и спрашивать, кто же это, боясь, как бы каждый из них по слабости человеческой не оказался предателем, Иуда же, лицемерный, вместе со всеми восклицал: «Не я ли?!» На что Господь тихо ответил: «Ты еси». Но и здесь Иуда не остановился и не покаялся. Далее апостол Пётр посылает Иоанна Богослова узнать у Господа, кто же предатель. Иоанн Богослов прилёг на грудь Спасителя и спросил: «Кто еси предатель?» Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
И после сего куска вошел в него сатана окончательно. Сосложился Иуда – предатель с сатаной без изменения, хотя Господь всеми силами давал ему возможность не делать этого и принести покаяние. И все мы знаем, как печально закончил Иуда: и сребренники выкинул, и удавился, после чего «когда низринулся, разселось чрево его и выпали все внутренности его». Страшная смерть предателя! Оставшись в кругу своих учеников, искренне и всем сердцем любивших Его, Господь открывает все тайны мироздания и спасения рода человеческого, изливая Свою Божественную любовь на учеников своих следующими словами: «Господь возлюбил их, как отец возлюбил сына своего, а Он возлюбил учеников своих, и всё, что они не попросят, всё будет дано им от Отца Небесного во имя Его». И так Господь возлюбил род человеческий, что и Сына Своего Единородного отдал для того, чтобы искупить род человеческий от греха и смерти. В этом и заключается для нас великое утешение, потому что Господь сказал, что не только ради вас, собравшихся в этой горнице апостолов, я говорю, но и ради тех, кто по слову вашему уверует в Меня, и Я возлюблю их, также и Отец Небесный и Дух Святой посетят их. Какое для нас великое счастье, что мы с вами те люди, которые по слову апостольскому уверовали во Христа. После этой трапезы произошло ещё несколько событий. Господь идёт со Своими учениками в Гефсиманский сад и там, преклонив колена, молится Отцу Небесному: «Отец Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, пусть будет не как Я хочу, но как Ты". В этом молении пот был как капли крови, падающие на землю. До такой степени Господь, смиряя Своё человеческое естество, полностью вручил Себя Воле Божьей, потому что вся злоба мира на него сошла: Он добровольно приносил Себя в жертву за всех и вся: и прошлое, и настоящее, и грядущее. Он видел предательство ученика, предвидел бегство учеников и отречение апостола Петра. Он был оставлен один на один со всей злобой мира, восставшей в эту ночь на Его Святое Тело. Господь учит нас: как бы нам ни было тяжело, мы должны нести крест, который нам возлагает Господь для нашего спасения. Часто мы думаем, что нам тяжелее, чем другим, в этот момент необходимо вспомнить, как Сам Господь молился о несении Своего Креста, неподъёмного Креста. Человек даже умом не может подъять тот Крест, который Господь взял на Свои плечи: молился до кровавого пота. Явился Ему ангел Господень и укреплял Его. В этот момент Спаситель находится один, так как ученики Его, отягощённые леностью, спали. В этот момент приходит Иуда и предаёт Его лобзанием. Часто и мы предаём лобзанием, целуя икону, крест, Евангелие, Святую Плащаницу, в душе же остаёмся теми же. После этого Господа ведут к архиереям, и на суде Господь опять говорит, что Он есть Сын Божий, их же бесовское начало возмутилось и сорвалось, и они отдали Господа на поругание, здесь же и Пётр отрекается. Они ведут Иисуса Христа к Понтию Пилату, всё это происходит ночью, Пилат же из-за своего малодушия, из-за страха за себя предаёт Его, отдав на истязательства. Целая когорта бессердечных легионеров избивает Его палками и «когтями» разрывает Пречистую Плоть, биьёт Его плётками, у которых были металлические наконечники, причинявшие не просто страшную боль, но ещё и из Пречистого Тела выхватывавшие целые куски Святой Плоти. После этого избитый и обессиленный Господь, взяв Крест Свой, идёт на Голгофу, по дороге Он утешает жён, пришедших к нему и плачущих, протягивающих Ему Плат, на котором запечатлелся Лик Спасителя в терновом венце. В двенадцать часов воздвигают Крест и распинают Христа Спасителя. Вокруг стоит беснующаяся толпа и кричит безумные глаголы. Рядом же со Христом висят два разбойника, и в двенадцать часов дня неожиданно заходит солнце и наступает ночь темнее ночи, так продолжается до третьего часа дня. А беснующаяся толпа продолжает кричать: « Иные спасе, себе ли не может спасти; Христос царь Израилев, да снидет ныне со креста, да видим и веру имем Ему». Но Господь продолжает молиться и благословляет весь род человеческий в защиту Царице Небесной: «Се ученик Твой, се Мати Твоя», тем самым всех нас усыновив Царицей Небесной. Наступает время испить страдания, для нас же поучительным является то, что два разбойника, распятые вместе с Христом, ведут себя по-разному: один как глупый вор кричал: «Сниди со Креста и нас спаси!», другой же говорил: « По делам нашим приемли мы, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». И этот благоразумный разбойник оказался в Раю первым из людей, вошедшим за Богом за Христом Спасителем по Его Святом Воскресении. И все мы, несущие Крест, должны помнить об этом: можно как глупому вору скинуть с себя Крест, и тогда ты, действительно, вор, потому что жизнь тебе дана Богом, а не кем-то, не в магазине ты её купил, не на полочке где-то взял. Твоя жизнь тебе дана через твоих родителей Богом! Если бы Господь не благоволил жизни твоей души, то ты бы не был рождён, значит ты уже живёшь взаймы, а если ты не хочешь отдать долг, то ты уже вор! А если ты глупый вор, то ты не имеешь никакого покаяния, ты ропщешь на свой крест, вопишь, сбрасываешь его и остаёшься глупым безумцем, ибо и душу ты похитил, и благодать, и все дни своей земной жизни, которой ты жил из-за того, что Господь тебе дал возможность вдыхать воздух, чтобы твоё сердце билось, чтобы ты наслаждался и кушаньем, и солнцем, и светом, но если ты не хочешь отдать Богу – ты вор и больше никто! Благоразумный разбойник показал нам, что мы хоть и грешим, но у Креста получаем прощение грехов: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Когда Господь испустил дух, и раздралась завеса Церковная надвое, сверху донизу, это огромный плат, разверзшийся напополам; и земля потряслась; и отверзлись гробы, и восстали все мертвые и вошли в город Святой Иерусалим. Господь же сошёл во ад, Пилату сообщили, что Он умер, на что Пилат ответил: «Идите и перебейте Ему голени». Здесь исполнилось пророчество о том, что не перебили Ему голени, а только лишь вонзили копие в ребра. Это свидетельствует о том, что Господь уже испустил дух, а разбойникам же, даже тому, который покаялся и был в Раю, перебили голени, и он ещё мучился, неся свой Крест. Приходит Иосиф Аримафейский и снимает Пречистое Тело с Креста, оборачивает Его Плащаницею и кладёт во гроб новый, высеченный в скале, и закрывает камнем. Сегодня мы с вами, начав Богослужение в три часа дня, стояли у Креста и сняли Пречистое Тело Христово и положили Его во гробе новом. Взирая на эту Плащаницу, будем помнить о том, что никаких слёз нам не хватит облобызать Пречистое Тело, для того чтобы хоть как-то научиться сопереживать, нам остаётся лишь только молиться: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Проводя эти дни, мы слышим голос Спасителя Матери: «Не бойся, Воскресну и Возвеличу Тя». И апостолам Он говорил, что Воскреснет в третий день и искупит весь род человеческий от смерти. Предстоя перед Плащаницей, мы с вами снизойдём с Ним в ад умом и увидим, из какой бездны искупляет нас Господь и возводит. Покаемся же все сердечно, попросим у Бога милости, смиримся под тяжестью несения креста своего и положим все силы для того, чтобы не сбрасывать его с плеч своих. Будем же с Господом, укрепляемые Его всесильной Благодатью, нести сей крест, дабы с Ним и Совоскреснуть. Аминь. Храни вас всех Господь.

Прот.Николай Евдокимов,
духовник Орловской православной гимназии,
настоятель храма Святой Троицы,
29 апреля 2016 г.

Поделиться: