Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Поздравляю всех с совершением воскресной Божественной Литургии. Уже вторая неделя Великого поста, когда вспоминается святитель Григорий Палама, фессалоникийский архиепископ. В сегодняшний день мы слышали евангельское чтение о том, как расслабленного жилами, парализованного человека, разобрав крышу, свесили вниз в дом, где находился Господь, чтобы исцелил его. Господь исцеляет этого человека и отпускает ему грехи. Мы же с вами должны внимательно взглянуть на это чтение и посмотреть, как много люди
прилагают усердия, если видят, что рядом находится Господь, чтобы не только для себя, но и для других сделать полезное. Мы же с вами чаще так захламляем свою крышу, свою голову, что не можем даже пробиться не то что к Богу, не можем пробиться к потаенному человеку нашего сердца, к нашему внутреннему «я», которое лежит не только расслабленное, но и смердящее нашими греховными ранами. Настолько сильно мы закрываем себя от своего внутреннего человека, что не можем взглянуть на истинное положение вещей, не понимаем, в каком губительном состоянии находится наша с вами душа. Откуда же это берется? А это из
детства, потому что с детства мы начинаем воспитывать своих чад, как потребителей всего плотского и мирского, мы начинаем их воспитывать с того, что их кормим, развлекаем, играем с ними, в лучшем случае обучаем каким-то мирским премудростям: читать, считать, писать. А посмотрите, сколько в процентном отношении мы уделяем времени духовному развитию ребенка и его внутреннему состоянию: часто ли мы с ним читаем молитвы, акафист, Евангелие, православные книги, как правило, нет, мультфильмы – да, всякие книги – пожалуйста. Так откуда взяться зерну? Далее, вырастает ребенок и духовное воспитание мы пускаем, как правило, на самотек. Потому что чем чаще всего интересуются родители даже тех, кто учится в гимназии? Как успевает, покушал ли, не обидел ли кто, учитель ли хороший попался, не обидел ли чем учитель, может не четверку поставил, а тройку, и прочие «безумные глаголы». Редко мы спрашиваем своих детей, если вообще спрашиваем, а духовно они окормлялись сегодня, а воспользовались ли они этим великим благом, подошли ли к Духовнику и спросили что-либо? Откуда оно возьмется? Поэтому стоит Миша и не поет «Символ Веры», зачем ему петь, стоит Артем перед причастием и тоже не поет «Символ Веры», зачем ему петь? Им это не нужно, потому что, возможно, с ними дома не беседуют, и нет такого благоговения. И вот получается, что мы захламляем себя, чем больше растем, а если кто-то попробует подойти к нам и разобрать наш «мусор», вытащить из головы нашей «опилки», открыть нам для самих себя наше собственное «я», то мы воспринимаем это как покушение на свое внутреннее пространство: «Не дай Бог, кто туда посмотрит, это мое личное!» Что там лежит в этом личном? Расслабленный мертвец, потому что душа мертва, нет у нее добродетелей, нет у нее делания духовного. Откуда там взяться стремлению к Богу? Ее хотя бы достать оттуда, чтоб человек увидел, в каком она состоянии. А увидев, он наконец-то поймет: «Может быть, пора и мне Бога искать?» Но если он этого не видит, разве он будет искать Бога? Его заваливают всем, чем угодно: информационное поле огромное, телевизор, весь мир, все наваливается на человека, помолиться некогда, псалтирь почитать некогда, Евангелие почитать некогда, побеседовать с ребенком некогда, за то поспорить по поводу того, что надо подписать бумажку о том, что и так происходит, это у нас православие! Мы вскипаем, негодуем, как же так, подписать бумажку о том, что данные ребенка будут использоваться в школе! Начнем с истоков: Господь родился, когда Иосиф и Царица Небесная шли на перепись населения, тогда своеобразный был учет. Конечно, мы не Богородица, не благообразный Иосиф, не Сам Младенец Христос, нас это лишает Спасения. Дальше Господь говорит: «Богу божье, кесарю кесарево»,- когда к Нему пришли, искушая Его. Далее, когда пришли собирать подати, Он говорит: «Достойны ли сыны платить, нет, не достойны, но ты иди, поймай рыбу, вытащи и заплати в два раза больше, чем положено, и за Меня, и за себя». Но нам, конечно, православным Господь не указ, Евангелие нам ничего не говорит, нам надо бороться с ветряными мельницами. Разве вы не читали у святых отцов, что не пускает человека в рай, ко спасению? Одно – грех не пускает человека в рай! Грех его туда не пускает, а не подписанная бумажка! О чем вы говорите, о какой совести, проснувшейся православной, если вы не думаете о грехах детей ваших: вы им покупаете игрушки, позволяете играть в компьютерные игры, смотреть телевизор, не разрешаете поститься, и множество вещей, о которых сказано было раньше, вы об этом не думаете, почти никто не следит за духовным воспитанием. Я это вижу, потому что я занимаюсь этим. Кто из детей ищет духовного окормления? Два, три, четыре? Кто жаждет Христа обрести в своем сердце? Очень мало таких. Учиться – да, покушать – да, еще что-то – да. Какое у нас окормление: «Благословите съездить, благословите приехать, благословите пост нарушить, - все!» Кто ищет Христа? Ну, а бумажку, конечно, подписывать нельзя. Давайте тогда аттестат не будем получать. Вы почитайте, что там написано: разрешить использовать персональные данные ваших детей: имя, фамилию, отчество, дату рождения. Какая чипизация! Почитайте святых отцов: там написано конкретно, происходит отречение от Бога! Во время Таинства крещения накладывается печать дара Духа Святаго, а дьявол – это обезьяна, которая только повторяет, и человек будет принимать печать, конкретно отрицаясь от Христа и соединяясь антихристу на правой руке, на челе. Как это можно сравнить с какой-то чипизацией, с паспортами, со штрих-кодами! Не кушайте продукты тогда, зачем вы ходите в магазины? Там везде штрих-коды. Смешно! Боритесь с грехом, с гордыней, с упрямством, с жестокосердием, с осуждением, с превозношением, с несмирением! Боритесь с этими грехами! Нет, конечно, это-то сложно, у нас так голова завалена хламом, что нам некогда там разбираться, а вот против печати мы будем бороться, а какая печать, мы и сами не знаем, но бороться будем. Давайте выступим против этого, давайте нам жизнь усложним, чтоб нам еще труднее было работать, вашими детьми заниматься, чтоб мы вам по сто раз объясняли: «Друзья мои, то, что вы подписываете, уже происходит». «Я не хочу, чтоб фото детей в сеть выкладвали». Ну, извините, фотографии архимандрита Иоанна Крестьянкина в фейсбуке, в сети есть, архимандрита Кирилла Павлова, пожалуйста, на сайте «Православие.ру», батюшки Илия, пожалуйста, у него даже своя страница есть. Но мы-то, конечно, не святые старцы, не дай Бог, наша особа засветится где, и я лишусь спасения. Начни с себя, начни со смирения, начни с терпения, начни с того, чтобы разобрать свою голову, пока идёт пост, не захламляйте ее шлаком отходов жизнедеятельности человеческой: эмоциями, грехами, а займитесь чистотой, тем нетварным светом, о котором говорил святитель Григорий Палама. Чтобы осветил тебя Христос изнутри, и тогда ты увидишь, что путь спасения лежит не через бумажки, а через внутреннего человека, который у нас с вами лежит расслабленный, и его не просто некому скинуть, а мы еще сопротивляемся, когда нас кто-то хочет взять и вытащить на свет Божий, чтоб мы предстали пред очами Божьими, чтобы исцелились. Вспомните, когда у овечьей купели лежал расслабленный, и некому было скинуть человека в купель для исцеления? А здесь за вами Духовник бегает: «Давайте, ребята, пожалуйста!» А вы говорите: «Нет, мы не хотим, вы не трогайте наше личное пространство, это «я». Что «я»? С детства человек уже закрывается от Бога, и мы, взрослые, все усердно этому помогаем, потому что нам так проще, потому что мы сами в себе Христа не видим, и надо быстренько в ребенке залепить светлое окошечко, и он тоже не видит, и все хорошо: покушал, поспал, все отлично. Уроки хорошо выучил? Выучил. Ты меня не трогаешь, и я тебя не трогаю. А потом, когда начинаются проблемы, откуда что взялось? Вот оттуда. Поэтому, друзья мои, давайте будем стараться всеми силами очищать свой разум постом и молитвой, трудиться над внутренним человеком, чтобы, не просто увидев его, мы осознали, в каком мы положении, но для того чтобы еще пришел Господь и исцелил нас, отпустив нам наши прегрешения.
Храни вас всех Господь!
Прот.Николай Евдокимов,
духовник Орловской православной гимназии,
настоятель храма Святой Троицы,
8 марта 2015г.