Поздравляю всех с совершением воскресной Божественной Литургии, причастников с принятием Святых Христовых Таинств, всех вас с началом постной триоди и с подготовительной неделей к Великому Посту мытаря и фарисея. Сегодня мы слушали евангельское чтение о том, как Господь рассказал хорошо всем известную притчу о мытаре и фарисее, когда фарисей, всё исполнявший, восхвалялся и гордился собой, мытарь же стоял, бия себя в перси, не смея поднять очи к небу,  говорил: «Боже милостив, буди мне грешному!» За что и был оправдан. Для нас уже стало привычным, считать, что  фарисей – это плохо, а мытарь хорошо. Часто мы забываем о том, что когда Господь рассказывал эту притчу, фарисеи были очень уважаемыми, богобоязненными, чтимыми людьми. Внешне они исполняли весь долг и даже чуть больше, чем было положено, это было очень уважаемое и знатное сословие, представители которого считались учителями народа, вызывали уважение: им кланялись, они, действительно, старались дословно соблюдать  букву Закона. Мытари же были людьми, работающими на мытнице, сборщиками пошлин и, как правило, пытались собрать чуть больше, чтобы прокормить себя, обирали людей, тем самым вызывали у них большую неприязнь, презрение народа израильского было вызвано еще и сбором подати в пользу римлян. И когда Господь сказал, что мытарь получил прощение, то для слушателей в те времена это было удивительно. Как же произошло, что человек, являющийся отцом-учителем израильского народа, перед Богом осужден? А все очень просто: «Не осуждай, да не осужден будеши. Всяк  превозносяйся, смирен будет, и всяк смиряйся, вознесен будет». Мы с вами видим, что все требуют покаяния: и мытарь, и праведно живущий фарисей. Ведь большая ошибка человека в том, что он думает: «Достаточно мне только соблюдать внешне форму или просто соблюдать Заповеди Божьи, нет у меня больших смертных грехов, и каяться мне не в чем». На первый взгляд, вся задача состоит в том, чтобы мы избегали каких-то грехопадений, и в этом и есть наше спасение. Мы  забываем о том, что покаяние нужно всем, каждому человеку, живущему на земле, неважно, в какой степени он борется со своим грехом, неважно, в какой степени он продвинулся к принятию благодати, каждому требуется покаяние.   Это надо запомнить всем, потому что без покаяния не может быть спасения. Не делами спасается род человеческий, а благодатью Божьей. Некоторые скажут: "Человек трудится, трудится, и ему ничего, а кто пришел, вроде бы покаялся, и ему сразу все простилось. Где же справедливость?» У нас же любят искать справедливости. Апостол Иаков говорит: «От дел покажи мне веру. Вера без дел мертва есть». Наши дела – это и  есть необходимое выражение внутреннего желания служить Богу и быть с Богом, ибо действительно, если нет наших дел, то как мы можем доказать свою веру? «Аще дел не имею, то я как кинвал и медь звенящая». Нам нужно помнить, что дела наши – есть выражение внутреннего человека, но надо помнить и о том, что это редкий случай, когда сугубо падшие грешники обретали покаяние. Мы знаем такие примеры, как Мария Египетская, и тот же Савл был обрящен Богом. Не надо думать, что грешник, закостеневший в своих грехах, не будет иметь покаяния. Это заблуждение. Только когда мы трудимся, когда в своих трудах пытаемся исполнять Заповеди Божьи, мы понимаем, насколько это трудно, и приходим к смирению. Пытаясь исполнить Закон Христов, мы должны осознавать, как далеко от Него мы отстоим, как много нам нужно потрудиться, и жизни всей не хватит нам для этого. И только лишь остается нам уповать на милость Божью. Будем помнить о том, что в сегодняшние времена страшные и тяжелые, идет война, и вполне возможно, что она коснется и нас. Чем мы с вами можем послужить и Церкви, и Родине, и себе самим? Ведь мы часто как фарисеи смотрим на страждущий народ не только Новороссии, но и Украины и превозносимся над ними. Мы говорим себе: «Мы не такие как они, мы лучше». А чем мы лучше-то? Ничем, нечем нам хвалиться, и единственное, что у нас есть, что мы можем принести Богу – это мытарево смирение: «Боже милостив, буди ми грешному!» Но это произойдёт только тогда, когда мы не будем разъединяться, когда мы объединимся во Христе со смирением, трудясь в Его Заповедях. «Дорожите временем, ибо дни лукавы  суть». Будем помнить о том, что только в объединении есть Христос. «Там где двое, трое во имя Мое, там и Я среди них». Если мы с вами не будем разъединять хитон Христов,  будем учиться жить смиренно, терпеливо, друг другу не завидяще, не превозносяще, в послушании неся свой крест, тогда мы обрящем ту радость, которую обрел мытарь: «Боже милостив, буди мне грешному!» И выйди оправдан он из Храма. И в конце хотелось бы напомнить слова апостола Павла в послании Тимофею: «И вси же хотяще благочестно жити о Христе Иисусе, гонимы будут». Поэтому мы должны помнить, что жизнь христианина - это не только парадные шествия. Весь мир ополчается на христиан, на Россию, на Новороссиию, потому что не прогибается Россия перед западными, так называемыми, ценностями, где содомия и прочие даже уже неестественные грехи, становятся во главу угла. «Лукавые же человецы и чародеи преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми». Это апостол Павел 2000 лет назад написал. Мы видим, что происходит в Украине: там все беснуются, вспомните 90-е годы в России, изобилие сектантов, чародеев, да и сейчас у нас найдутся  любители, как кажется, безобидных гороскопов, экстрасенсов в Государственной Думе и прочих людей, которые прибегают к услугам нечистой силы. «Всяко Писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде», - говорит нам апостол Павел, вот, что дано нам! Стержень и опора нашего бытия – богодухновенное Писание, это Евангелие, это послания апостольские, это вся Библия с Ветхим Заветом, это учение святоотеческое: «Да совершен будет Божий человек. На всякое дело благое уготован». И здесь мы видим ответ, что без дел нельзя спастись, поэтому мы с вами, бия себя в перси, как мытарь, не ожидая спасения от  дел своих, будем взывать: «Боже милостив, буди ми грешному!» И будем стараться подражать фарисею в трудах, стараясь исполнять Закон Христов, только тогда мы с вами обрящем двойную милость Божью, а главное, обретем надежду на спасение!

Храни вас всех Господь!

Прот.Николай  Евдокимов, духовник Орловской православной гимназии, настоятель храма Святой Троицы, 1 февраля 2015г.

Поделиться: