Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!

Поздравляю всех причастников с принятием Святых Христовых Таинств. Для нас с вами, православных христиан,  важно обратить внимание на послание апостола Павла ефесянам, которое сегодня читалось, это такая квинтессенция того, как нам с вами стоять о Господе.

«Прочее же, братие моя, возмогайте во Господе, и в державе крепости Его». То есть мы должны  возмогать о Господе, всё наше упование возлагать на Господа и на державу крепости Его: «Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским: яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным». Мы должны не просто противостоять козням дьявольским, а как православные христиане обличиться во все- оружие, которое нам даёт Господь, для того чтобы противопоставить нашу борьбу козням дьявольским.

«Яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным». Это не значит, что мы должны бороться друг с другом, с ближним своим, как мы чаще всего любим. Если мы видим в себе какие-то прегрешения, то обвиняем ближних своих в этом: срываем на нём свою злобу, выказываем своё недовольство, воюем не с собой, а против ближнего, обращаем свой праведный гнев на то, чтобы вразумить его, научить, показать ему место, хотим, чтоб он слушался нас, христиан православных. А сами-то мы где? « Далече от спасения словеса грехопадений моих». Наше тело создано Богом, и естество наше не является, как творение Божие,  источником бед, а лишь страсти и бесы, которые разжигают через наше естество, чинят нам погибель вечную. «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным». Вот эти чины ангельские, отпавшие от  Бога и превратившиеся уже в свою неизменяемую природу дьявольской злобы, лишённый всякой надежды на спасение, сохраняя свои чины, они продолжают бороться против людей, ища каждого, чтобы погубить его. И почему они называются миродержителями? Не потому, что они от века имеют такую сущность и действительно управляют миром. Люди сами избрали их своими хозяевами, сами подвергшись падению и сами избрав похоть плоти и гордость житейскую, сделали их миродержителями. Если бы в один момент люди смирились и очистились благодатию Божией, то никакой малейшей власти дьявол и его слуги иметь не смогли ни в мире сем, ни в человеке. Но борьба наша не просто с ними, мы боремся за Царствие Небесное.

Иоанн Златоуст говорил: «Если бы мы увидели, какие падшие духи нас окружают, мы бы сошли с ума от страха». Велико милосердие Божие, раз мы не видим этого. И борьба у нас идёт не за первенство, а за Царствие Небесное. Они нас не пускают, а мы должны, обличившись в оружие Божие, искать Спасения. « Сего ради  облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диаволским». И во время искушения мы должны, облачившись во всеоружие Божие, противиться дьяволу, и конечно, в день нашей смерти, когда Душа наша пойдёт на Страшный суд Божий и на мытарствах будет истязатею, вот тогда будет, действительно, день лют и многи слёзы будем проливать, горевать, потому что жили мы нерадиво, лениво, упрямо, грешили, откладывали исправление на потом, слушали, но не слышали, ничего не делали в своей жизни, а всё искали себе забот и находили оправдание в том, что мы заняты, некогда нам спасаться, надо делать дела мирские, ненужные для спасения души, хотя можно и творить дела мирские, но при этом и спасать свою душу.

«Станьте убо, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир». Так человек, собирающийся в путь, идёт не расхлябанный, а препоясается истиною, которая есть во Христе, облёкшись в броню правды, а это и есть праведность нашего сердца. Искушает нас враг через ближнего нашего, который злится на нас, гадости говорит, а мы должны облекшись внутри в брони правды, праведности, кротости, благосердия, встречать со смирением все уколы врага – это и есть броня правды, которая делает нас победителями над дьяволом.

«И обукши нози во обетование во благовествование миром». Как путешественник надевает хорошую обувь и старается идти, встречая на пути кочки, колючки, так, чтобы не чувствовать боли, так и  человек, который уготовал свою душу во спасение, движется, облекшись в обувь евангельских истин и не спотыкается. А человек, прикипевший сердцем к миру сему грешному, тленному, на каждом шагу спотыкается: тут Пост, тут надо потерпеть, тут помолиться, тут тяжело. Он постоянно идёт и вздыхает, и жалуетя, и ропщет, что всё ему не то и не так. «Над всем же сим воспримите щит веры». Не просто богословское знание о троичном состоянии мира, не просто богословские истины, а именно щит веры, то есть непреложные движения души и сердца, когда я не только знаю о Боге, но и  крепко верю в Него, зная, что Он всегда со мной, всегда рядом, всегда помогает и ищет мне спасения. «В нем же возможете вся стрелы лукавого прожженны угасите».

Посмотрите, как дьявол пытается поразить наши сердца, не просто стрелами, а горящими, огненными, и делает он это каждую минуту, дабы лишить нас Вечного Спасения. «И шлем спасения воспримите». Как голову мы защищаем шлемом, так и душу должны защищать бронёй. Кто же глава нашего спасения? Это Христос Бог наш! И шлем нашей души – это благодать Божья, Таинство Христово, в котором мы с вами участвуем в православной церкви. Исповедь, Причастие – вот тот шлем  нашего спасения, , водрузив который на главу нашего с вами духа, сохранив благодатью, покрыв христовым светом, мы сами  сразу облекаем свою голову в шлем спасения, ставя во главу угла нашей жизни Великие Таинства православной церкви: Причастие, Исповедь, Крещение, то есть все семь таинств, которые существуют. « И меч духовный еже есть Глагол Божий». Меч Духовный  - это есть слово Божие, которое мы с вами, читая, поучаясь, слышим и в Евангельском Слове Божьем, и в Псалтири, поражаем этим словом бесов. Мы можем противостоять им, имея в помыслах своих здравое и истинное учение, но меч духовный – это ещё и сила действия Благодати Духа Святаго, когда мы, вооружившись Христовым смирением, облекшись в силу Таинств Христовых, Духом Святым поражаем все нападшие на нас супротивные силы. «Всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом, и в сие истое бдяще во всяцем терпении и молитве». Мы должны стоять, как воины, не просто согнувшись, сгорбившись, расслабившись, а стоять, как струнки натянутые, для того чтобы, действительно быть воином Христовым. В терпении, в труде, в молитве, потому что это великое делание, молитва о всех православных христианах, для нас не должно быть никого чужого. Мы должны уметь сопереживать всем православным христианам. Это очень актуально сейчас, ведь мы с вами живём и в достатке, и в мире, а где-то рвутся бомбы, кого-то убивают, где-то разрушают православные храмы, и для нас это должно отзываться болью. В нашей молитве мы должны просить Господа, чтобы Он защитил их так, как будто это происходит с нами, как будто мы сами это чувствуем, вот тогда молитва будет от сердца идти. Хотелось бы ещё сказать: «Чада, послушайте своих родителей о Господе, сие бо есть праведно.    Чти отца твоего и матерь: яже есть заповедь первая во обетовании». Ну как не вам написано? Вам! Чтите, и Духовных наставников тоже. «Да благо ти будет и будеши долголетен на земли»  Все хотят счастья, все хотят жить хорошо, весело, здоровыми быть, чтобы благо было, чтобы всё получалось. Так что же? Чти отца и матерь! Это же просто! Слушайся, смиряйся, терпи, и благо ти будет, и долголетен ти будешь, потому что Господь не ложен в своих обетованиях. А если в тринадцать лет ты вырываешься, считая, что уже взрослый, сильный, смелый, а в пятнадцать лет ещё и бедумный,  думаешь, что всё успел  в этой жизни, вырываешься из-под спасительного покрова послушания, то какое тебе благо, какое долголетие, какое счастье? «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».

Родители, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании и учении Господнем. Бывает так, что мы часто стараемся воспитывать детей в каких-то мирских, жёстких рамках, забывая о том, что надо воспитывать в наказании Господнем, в вере, в православии, в крепости не только телесной, но главное, в крепости духовной. Дай Бог, чтобы каждый из нас с вами, причащающийся сегодня, и причастившийся, и готовящийся ко причастию, облеклись во всеоружие Божие, стали воинами Христовыми, которые укреплены всеми силами для Спасения, дабы будем знать, что нечего нам будет сказать на Страшном Суде Божием, лишь обвинить себя в том, что мы не захотели идти за Богом. Дай Бог никому из нас не быть отверженным, но каждому в меру своих сил принести покаяние, радостное воспевание Христа в своём сердце, принести то, ради чего Господь распялся, принести истину во Спасении, и быть настоящим, крепким воином Христовым, в сем мире прославляя Бога. Если мы здесь Его прославим,  то и Господь прославит нас во Царствии Небесном.

Храни вас всех Господь!

Прот.Николай  Евдокимов,
духовник Орловской православной гимназии,
настоятель храма Святой Троицы,
14 декабря  2014г.

Поделиться: