Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!
Поздравляю всех с Праздником, причастников с принятием Святых Христовых Таинств. В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали о двух чудесах, совершенных Спасителем по вере приходящих к нему: об исцелении женщины, которая 20 лет страдала течением крови. Она раздала все своё имение, ведь это была достаточно богатая женщина. Но даже оставшись нищей, она все равно не могла вылечиться никакими средствами, и лишь прикоснувшись к воскрилию ризы, к кончику одежды Спасителя, получила благодатное исцеление. Также мы слышали притчу о воскрешении дочери Иаира, которая по вере отца ее была воскрешена Спасителем и из мертвых стала живой.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на чтение Апостола, которое вы внимательно слушали, потому что оно было созвучно с чтением Евангелия, ещё святыми отцами было установлено, что на Богослужении читается Апостол и Евангелие созвучные друг с другом. Апостол Павел нам говорит: «И вас, сущих прегрешениями мертвых и грехи вашими». Хотя мы и думаем, что мы живые, но духовно мы мертвы. Россия была сначала языческой страной, и все люди, будучи язычниками, были мертвы. Несмотря на то что мы видим, как люди, живущие без креста, могут жить телесно и развиваться душевно, имеют культурные достижения, например, эпоха Возрождения богата примерами телесной красоты, развитием творческой деятельности, музыки, скульптуры, архитектуры, но все это является мертвым перед Христом, ибо потому что душа во Христе не ожившая. «В них же иногда ходисте, по веку мира сего, по князю власти воздушныя, духа, иже ныне действует в сынех противления". Се люди, согрешающие, живут под властью дьявола. "В них же и мы вси жихом иногда в похотех плоти нашея, творяще волю плоти и помышлений, и бехом есте чада гнева, яко же и прочии». Апостол Павел хоть и обращается здесь к ефесеям, но в то же время и к нам, мы жили как они в творениях похотей плоти нашей и были чада гнева, ни на что не способен человек, живущий без Бога, кроме как испытать гнев Божий. И что же дальше? – «Бог же, богат сый в милости». Не просто сказано, что Бог милосердный богат, изобилует Своей милостью за премногую любовь Свою. Ибо Господь создал человека, как центр творения, и основал в человеке все мироздание, таким образом показав Свою любовь к нему. «За премногую любовь Свою, юже ею возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи Христом», оживил нас Господом Христом «благодатию спасени бывше», не просто мы получили благодать внутреннюю оживления, и как весь род человеческий, и как каждый из нас оживляется в таинствах Христовых, но и воскресил, потому что Он воскрес, и значит мы все с Ним совоскреснем. Не просто Он воскрес, а воскрес и сел одесную Отца на престоле Своем. «Спосади на небесных во Христе Иисусе". Если глава нашей Церкви – Христос воскрес, то и мы воскреснем, если глава нашей Церкви, нашего тела – Христос сел одесную Отца, то и мы воссядем. Смотрите, какие нам уготованы радости: «Благодатию бо есте спасени через веру. И сие не от вас, Божий дар, не от дел да никто же похвалится». И вот здесь многие запинаются, и протестанты в том числе, говоря, что достаточно уже иметь веру, и ты спасен будешь. Господь восхотел так, что Он спасает нас через веру, а вера есть дар Божий. Но нужно понимать, что не верой одной спасается человек. «От дел покажи мне веру». Дальше мы читаем: «Того бо есть творение создания во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог да в них ходим». Человек был сотворен, чтобы совершать благие дела во Христе Иисусе, как образ и подобие Божие, и вся радость для нас с вами, что мы спасаемся верой, потому что Господь милостивый и человеколюбивый. Он, зная, что мы с вами не сможем исполнять все заповеди, не сможем нести достойно бремя Его Христовых заповедей, не в силах человек исполнять весь Закон, ибо сложно это человеку, спасает нас верой нашей. Но какой верой? Ведь бесы тоже веруют и трепещут, причем в отличие от людей они-то точно знают, что Бог есть, но почему эта вера их не спасает? Потому что эта вера не во Христе Иисусе и не в деятельном исполнении Его Святых заповедей. Так вот мы всеми силами должны трудиться. Некоторые говорят, что есть люди разные: одни хорошие, совершают добрые поступки, другие ведут себя лучше, чем христиане. Но Господь говорит: «Верою спасаешься». В этом и есть великая милость Божья. Господь сделал так, что мы из невозможного получаем возможное. Когда человек начинает трудиться и исполнять Святые Христовы заповеди, он сталкивается с тем, что не может все сделать и начинает смиряться, ну, некоторые начинают унывать, а вообще-то, человек должен смиряться, потому что он видит свою неспособность исполнить эти заповеди, и Господь его принимает в Свои руки и говорит: «По вере твоей дано тебе будет». По вере, ведь ты трудился по вере во Христа, старался служить Ему по вере. Нам дана великая радость – быть сонаследниками, сооживленными, совоскреснуть со Христом и сонаследовать Царство Небесное.
Помните о том, что наша вера без дел мертва есть. Помните эту радость веры, так как это великая радость, когда человеку дана возможность верить, быть в храме. Это послание Феофан Затворник обращает и к нам, потому что наши предки были язычниками, лишенными благодати Божьей, а теперь в России каждый с младенчества находится в купели Церкви. Мы рождаемся в православной стране, и сразу же дети крестятся, ходят в храм, купаются в любви Божьей, но только не видят этого. Смотрите, какая великая благодать в том, что Господь нас просветил и дал возможность верить. И конечно, нам с вами надо всеми силами души и тела соблюдать и радоваться, и хранить эту благодать, потому что она нас оживляет, совоскрешает, делает сонаследниками, делает образом и подобием Божьим. Дай Бог каждому из нас сохранить в своем сердце, в своей душе образ и подобие Божье и сонаследовать со Христом все блаженства, которые уготованы нам от сотворения мира.
Храни вас всех Господь!
Прот.Николай Евдокимов,
духовник Орловской православной гимназии,
настоятель храма Святой Троицы,
16 ноября 2014г.