Значение хлеба в жизни человека. Долгий путь хлеба. Хлебозавод. Хлеб войны

Выступление на научно-практической конференции
ЧРОУ «Орловская православная гимназия»
Подготовили ученики 4 класса
Гусманов Илья, Дзукаев Оскар,
Заец Анастасия, Королева Анастасия,
Паршутина Мария, Поздняков Владимир,
Силаев Кирилл, Булохова Екатерина

Руководитель Сиротинкина Е.В.

Цель выступления: в процессе беседы дать возможность детям задуматься о значении хлеба в жизни человека и учиться его ценить и беречь.
Задачи выступления: 1) поговорить о значении хлеба в жизни человека;
2) проследить  долгий путь «рождения хлеба» от зёрнышка до буханки; 3) дать представление о современном хлебозаводе, его устройстве, процессах, происходящих там; 4) рассказать об Орловском хлебозаводе и о своих впечатлениях от экскурсии; 5) поговорить о хлебозаводе в годы войны 1941-1945гг; 6) выяснить что такое «хлеб войны», осознать все ужасы войны и голода; 7) сделать вывод о цене хлеба в жизни человека, об отношении, которое должно быть к нему.   
Используемая литература:

  1. Барыкин К.К. Хлеб, который мы едим. – М.: Политиздат, 1983.
  2. Дети военной поры / Сост. Э. Максимова. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Говорят дети войны. Сборник воспоминаний. – Орёл, 2005.
  4. Хлеб в нашем доме. Рецепты с использованием хлеба. / Р.В. Кузьминский и др. – М.: Пищевая промышленность, 1979.
  5. Буров А.В. Блокада день за днём. – Лениздат, 1979.
  6. Энциклопедия «Всё о хлебе». 
  7. Интернет ресурсы.

Ход выступления:

  1. Стихотворение С.Михалкова «Булка»

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
- Вы, кто такой?! – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

  1. Значение хлеба в жизни человека.

ПОЧИТАНИЕ ХЛЕБА началось давно. Древние земледельцы были убеждены, что «не пашня родит хлеб, а небо» и называли хлеб «небесный», «божественный». Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами.

А сейчас даже в православной гимназии можно увидеть, что дети ЧАСТО ВЫБРАСЫВАЮТ ХЛЕБ, НЕ ДОЕДАЮТ ЕГО! Поэтому мы решили подготовить проект о значении хлеба в жизни человека, чтобы научиться его БЕРЕЧЬ И ЦЕНИТЬ!

«Хлеб – дар Божий», - говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. «Худ обед - коли хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а есть хлеба каравай – так и под елью рай».
С хлебом-солью всегда встречали дорогих гостей, тем самым, показывая им своё уважение, почёт. Хлеб вносят в дом на новоселье, говоря: «Не красна изба углами, а красна – пирогами». На свадьбах молодым преподносят хлеб и соль на полотенце, тем самым как бы желают им полного стола, чтобы дом у них был с достатком. Не каждый знает, что, принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать, разломить, самому отведать и людям раздать. Краюху материнского хлеба берут с собой в дорогу, говоря «Хлеб в пути не тягость». Именем хлеба клянутся, говорят: «Что мне хлеба не видать». Во всей нашей жизни ХЛЕБ НЕ ЗАМЕНИМ, он бесценен!   
Хлеб даёт нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Учёные-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500 г. хлеба, при тяжёлой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400 г хлеба. Почти половину своей энергии человек берёт от хлеба и ничего в нашей жизни нам не заменит хлеб!

  1. ДОЛГИЙ ПУТЬ ХЛЕБА

А как появляется хлеб? Непросто приходит хлеб на наш стол. Хлебный каравай начинается с зёрнышка. На выпечку лишь одного батона нужно 1200 зёрен. А для того, чтобы маленькое зёрнышко стало хлебом, нужны три силы: Земля, Солнце, Труд! Хлеб – это дело тысячи рук. Для его создания трудятся люди 120 профессий – это агрономы, трактористы, комбайнёры, мукомолы, кондитеры, пекари и многие другие.
Путь хлеба начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. Работы в поле весной много, поэтому русский народ говорит: «Весенний день – год кормит», если потрудишься хорошо, то и будешь весь год с урожаем.
После машин, которые разрыхляют землю, на поле выходят сеялки.  Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть, сортируют на специальных машинах и отбирают для посева средние зёрнышки. Зерно сеют либо весной, и называю его ЯРОВЫЕ, либо под зиму – ОЗИМЫЕ, которые дают больший урожай при уборке хлеба.
На поле зёрна прорастают, появляются всходы. Летом всё поле в колосьях. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины – это комбайны. А потом зерно на машинах везут на элеватор, т.е. зернохранилище, где его сохраняют от холода, сырости, вредных жучков. Дальше верно отправляют на мукомольные заводы, а оттуда везут в пекарни и на хлебозаводы.

  1. УСТРОЙСТВО ХЛЕБОЗАВОДА.

В XXI веке хлебозавод – высокотехничное производство с полностью автоматизированной системой контроля над всеми процессами, за которыми смотрят технологи.
Муку на хлебозавод доставляют специальные автомашины – муковозы, там её выгружаются в огромные металлические бункера. Мука хранится в таких бункерах и по мере надобности по трубам подаётся на производство. Мы, ученики 4 класса, ходили на хлебозавод и своими глазами видели всю технологию изготовления хлеба, о которой вам и расскажем. ИТАК, процесс изготовления хлеба начинается с самого верхнего этажа, где специальные агрегаты замешивают ОПАРУ – это смесь из муки, дрожжей, воды. Её брожение осуществляется в определённое время и при строго определённой температуре!
Далее опара по трубам направляется на нижний этаж и поступает в огромную ванную с винтом. В неё автоматизированные дозаторы точно отвешивают муку, соль, сахар необходимые для определённого сорта хлеба. В этой тестомесительной машине в течение нескольких минут замешивается тесто, которое бродит положенное ему время и направляется в другой цех на нижний этаж.
Там умные механизмы делят его на куски и придают ему форму будущего батона, буханки, каравая. Двигаясь в формах или на листах по конвейеру, тесто подходит, увеличивается в объёмах. Специально обученные женщины делают на сыром ещё батоне надрезы, соответственно рецептуре, и, наконец, хлеб отправляется в печь.
В печи и происходит это великое чудо – РОЖДЕНИЕ ХЛЕБА. Из белой массы теста, не имеющей вкуса и запаха, рождаются румяные буханки, наполняющие всё помещение душистым ароматом. МЫ с ребятами убедились, насколько вкусен только что выпеченный горячий хлеб, потому что нас угостили батоном прямо с конвейера! Далее хлеб проходит стадию охлаждения, а потом упаковывается.
От технолога, которая проводила для нас экскурсию, мы узнали, что этот хлебозавод №3 был построен в 1961 году, что здесь есть сухарно-бараночный цех, кондитерский цех по выработки тортов, пирожных. В день хлебозавод выпекает для города 65-70 тонн хлеба, а в праздники все 80 тонн, это 200 наименований изделий. Готовый хлеб развозят по 50 машинам не только в магазины Орла, но и в Белгород, Курск, Брянск. А какая разнообразная продукция в магазине на первом этаже завода! Здесь и булочки, и батоны, и слойки, и сдобы, и пряники, и печенье. ЭКСКУРСИЯ НА ХЛЕБОЗАВОД НАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ!      

  1. ОРЛОВСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ в годы войны.

Первый крупный хлебозавод в Орле был построен в 1940 году. Когда началась война, завод продолжал работать. В 1943 году фашисты, отступая, взорвали хлебозавод, зная, какую важную роль он играет для города. Сразу же после освобождения города приступили к восстановлению хлебозавода. И ещё не было крыши, стояли пустые стены, А НА ВОССТАНОВЛЕННЫХ ПЕЧАХ стали ВЫПЕКАТЬ ВОЕННЫЙ ХЛЕБ! Рабочие работали по 12 часов у печей, а потом шли НЕ ОТДЫХАТЬ, а разгребать завалы. Вокруг забора стояли голодные люди, но все знали, что за украденную буханку хлеба можно было тогда сесть в тюрьму. Удивительно, что судьба ХЛЕБОЗАВОДА СВЯЗАНА С ХРАМОМ в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Эта церковь в период немецкой оккупации использовался под бомбоубежище. А в 1956 году в этом храме, заброшенном и самом большом тогда в городе, было смонтировано оборудование и налажено производство мелкоштучных булочных изделий. И только в 1996 году здание церкви было передано Орловско-Ливенской епархии, а оборужование перевезено в хлебозавод №1.

  1. ХЛЕБ ВОЙНЫ.

В войну 1941-45 годов ХЛЕБ ЦЕНИЛСЯ НАРАВНЕ С БОЕВЫМ ОРУЖИЕМ!!!
В 1941 году, где подвоз хлеба был затруднён, воспользовались старинным опытом создания напольных жаровых печей из кирпича и глины. Позже были разработаны передвижные печи производительностью от 5 до 15 тонн в сутки, а также вагоны-пекарни, которые позволяли печь хлеб прям на фронте.
В годы войны на многих хлебозаводах работали по 12-14 часов в сутки, здесь же спали. Женщины, заменив ушедших на фронт мужчин, трудились одни, распахивали землю и сажали хлеб тоже сами, учились ездить на тракторе, ремонтировали его тоже сами. У людей, с началом войны была одна цель – ВЫЖИТЬ, поэтому все сплотились и работали, чтобы помочь солдатам одолеть врага своим трудом, хлебом. С первых дней войны большая нагрузка выпала на долю далёких тыловых хлебозаводов. На Урале, в Сибирь приехали сотни людей, сюда эвакуировали оборонные заводы. Небольшие посёлки стали промышленными центрами.
Технолог хлебокомбината г. Челябинска вспоминает, что кроме обычного хлеба (по 40-42 тонны в смену) дополнительно готовили армейский сухарь. В мешочек с сухарями вкладывали записочку: «Ешь, фронтовик, и бей врага!»
Ленинградцы страдали больше жителей других городов, т.к. немцы с самых первых дней поставили план захватить город Ленинград, но когда народ сплотился и сдавать город никто не собирался, гитлеровцы разработали новый план. Город должен задохнуться в тисках ГОЛОДА. Гитлер заявил: «Ленинград сам поднимет руки. Он падёт, рано или поздно. Никто не освободит его … Ленинграду придётся умереть голодной смертью». Ленинградцы жестоко голодали, все, без исключения. Страна предпринимала огромные усилия, чтобы помочь ленинградцам. Путь к ним был один – через Ладожское озеро или по воздуху, что было опасно. За осень 1941 года через Ладогу перевезли около 44 тыс. тонн зерна, муки, крупы. А кольцо блокады сжималось, к городу пробиться становилось всё труднее. Немцы обстреливали продовольственные склады. ЛЕНИНГРАД ДУМАЛ О ХЛЕБЕ. В городе продолжали выпекать хлеб. Каждый день на хлебозаводе имени Бадаева, где совсем недавно, выезжали фургоны с ароматным ржаным, с весёлым ситником и румяным калачом, НЕ гасили пламя в печах, всё пекли хлеб.  Самой тяжёлой была зима 1941-42 года. С 20 ноября по 25 декабря 41года норма продуктов были самые низкие:
- РАБОЧИЕ получали – 250 граммов суррогатного хлеба,
- СЛУЖАЩИЕ, ИЖДИВЕНЦЫ, ДЕТИ – 125 г. в день
Женщина, работающая на том хлебозаводе в блокадном Ленинграде, вспоминают: «Работали по 12 часов. Как только на ногах держались? Получишь 250 граммов хлеба и притронуться боишься. Начнёшь есть – и съешь весь… А впереди смена. И дома ждут мама и три сестрёнки, которой было 3 годика, лежала закутанная в одеяло и платок и всё время повторяла: «Хлеба! Хлеба…». Ей бы кусочек лишний с чайком, а где взять? ЧТОБ с ЗАВОДА ПРИНЕСТИ хоть бы корочку – и думать никто не смел. СОВЕСТЬ НЕ ПОЗВОЛЯЛА… Сестрёнку похоронили.
!!! СТИХОТВОРЕНИЯ Анны Ахматовой: « КАК из недр его вопли «Хлеба!» До седьмого доходят неба. или Р.Рождественский «Хлеб»
РЕЦЕПТ БЛОКАДНОГО ХЛЕБА ИЗВЕСТЕН. Молодым надо знать о блокадном хлебе. Надо знать, как голодные девушки-пекари носили воду вёдрами из проруби, как работали по 12-16 часов под вражескими обстрелами и налётами, как разбирали на дрова старые дома и КАК СВЯТО ОТНОСИЛИСЬ К КАЖДОМУ КУСОЧКУ ХЛЕБА!
Рабочие получали 250 граммов хлеба, дети и иждивенцы – 125граммов.  
Муку в блокадный город поставляли через Ладогу. Переправу часто бомбили. Случалось машины проваливались в полыньи и на завод мешки привозили мокрыми. От воды и мороза мука в них была комками. Женщины-пекари вручную растирали каждый комок, а затем выбивали мешки, чтобы не осталось и пылинки, обметались даже стены на хлебозаводах, собирали мучную пыль из-под полов.
Выпечка белого хлеба была прекращена в начале блокады. Но и ржаной муки было мало. Но умные люди в лабораториях продолжали думать чем заменить масла для смазки форм под хлеб и нашли выход. Стали использовать смесь, в которую входило 20% подсолнечного масла, 4 % продукта перегонки нефти, воды – 71 %. Но все запасы кончались, поэтому стали искать прежде считавшиеся непищевым, но пригодное для переработки в еду сырьё. На забытом складе нашли жмых. Его выдавали в 41г. как муку, добавляли в хлеб. Из жмыха варили супы, лепёшки, каши. Но его тоже оказалось мало. Искали заменители муки, потому что её катастрофически не хватало, решили добавлять картофель, как заменитель муки. Но картофеля тоже оказалось мало. В октябре 1941г. Состоялось совещание учёных, на котором обсуждалось только один вопрос: «Чем восполнить нехватку продуктов, особенно хлеба?». Кто-то предложил зерно размалывать, не снимая оболочки, чтобы получилось больше муки. Но заведующий пищевой промышленности того времени сказал, что «не годится, т.к. даже после очень тщательного помола острые грани оболочки ранят желудок». Тогда директор Всесоюзного научно-исследовательского института гидролизной промышленности предложил использовать целлюлозу, т.к. медики разрешают, поскольку такая целлюлоза является пищевой. В конце ноября целлюлоза начала поступать на хлебозаводы. С начала декабря хлеб стали выпекать из смеси:
- ржаной обойной муки и пищевой целлюлозы – 10-12%,
остальное – жмых,
смётки муки и вытряски из мешков, с пола,
хвоя

Но не на всех заводах удавалось соблюсти такую рецептуру. Калорийность хлеба с добавлением целлюлозы сразу понизилась на 66 калорий. Хлеб не имел ни вкуса, ни запаха. В декабре от дистрофии умерло 52 тыс. 881 человек (в 5 раз больше, чем в ноябре).
Интересный факт: Руководители города обратились к военным. Воины отдали сухари из неприкосновенного запаса, запаса, который по армейским законам можно использовать только в самых исключительных случаях. Сухари помололи, пустили на хлеб. Пробовали жёлуди, перед помолом пережаривали.
Когда наступила весна 1942 года ленинградцы были рады каждой травинке. Они ели молодые листья клёна, липы, делали салат и щи из лебеды и крапивы. Чтобы избежать цинги, которая поползла по городу, придумали делать витаминный напиток из сосновой хвои.  
Продуваемый холодными ветрами город всё же жил и верил в победу.
24 января 1941 года вошло в историю Ленинграда светлой датой. Увеличили нормы выдачи хлеба на 100 и 75 граммов. Теперь рабочий получал 400 граммов хлеба, служащие – 300 граммов, а иждивенцы и дети 250 граммов.
За 900 дней блокады голод перенесли 2 млн. жителей Ленинграда. К июню 1943 года в живых осталось 970 тыс. жителей.
Интересный факт:

    1. В 1943 году бои шли прямо на кромке поля, где вызревали хлеба. «Убрать бы хлебушек-то» пришло кому-то в голову. Но днём это было НЕВОЗМОЖНО, - фашисты неподалёку, а ночью бойцы брались за уборку хлеба, ведь среди воинов было немало крестьян, у которых руки так и тянулись к хлебу. Зерно перетирали на самодельных жерновах в муку, а из неё пекли лепёшки.
    2. А когда наши советские войска вошли в Берлин, то в первую очередь наладили снабжение мирного населения хлебом, кроме того помогали вспахивать и засеивать гектары хлеба в Польше и Германии.    
    3. Санкт-Петербургский музей хлеба обладает уникальной коллекцией из 14.000 экземпляров. В музее представлен 125 г. ломтик блокадного чёрного хлеба «с песком и кровью пополам». Представлены карточки на покупку крупы – 50 г. в день. Экспозиция показывает историю создания хлеба, пути развития хлебопечения в Петербурге с момента её основания до наших дней.
  1. ВЫВОД:

Поэтесса Марина Цветаева писала детям: «Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же самую секунду из-за её отсутствия погибает в пустыне человек.
- Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он её НЕ получит!
- НЕ получит, но на свете одним БЕССМЫСЛЕННЫМ поступком будет меньше. Перефразируя о хлебе: НИКОГДА НЕ БРОСАЙТЕ ХЛЕБ, а наоборот УВИДЕВ НА УЛИЦЕ, под ногами, поднимите и положите на ближайший забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба».
МНОГИЕ ПРОСЛАВЛЕННЫЕ ХЛЕБОРОБЫ, ПЕКАРИ из нашей страны, работавшие в годы войны, считают, что «стать настоящим человеком, если ты плохо относишься к хлебу, НЕВОЗМОЖНО! Когда разбрасываются хлебом – это БЕДА! Значит что-то НЕ так в человеке, если он руку на хлеб поднял. Такой и малого ребёнка может обидеть и старшему грубое слово сказать. Какой у человека характер, такой он перед хлебом объявится. ХЛЕБ ценен не только, как первая еда, но и как нравственное начало!
РУССКИЙ НАРОД никогда не считал главным в жизни деньги. Наши предки учили: «При сытости помни голод». Хлеб у нас есть и он нам необходим каждый день. Но вкус его почувствуешь только тогда, когда попытаешься представить себе, что пережила РОССИЯ в военное время!

ИСТОРИИ ДЕТЕЙ ВОЙНЫ г. ОРЛА:
1 история: Зоя Дмитриевна Головина, уроженка Орла, всю жизнь проработала после войны в школе №33. Когда началась война, ей было 13 лет, вспоминает, что Орёл начали бомбить уже 25 июня. В магазинах исчезли все продукты. Прятались в подвалах от бомб. Весной ходили в поле за гнилой, оставшейся в земле, картошкой. Толкли её, пекли лепёшки на костре, на железке, без соли. Так спасались от голода! Однажды зимой пришла женщина и сказала, что в одном селе (Бездонном) умер председатель сельсовета и жена устроила поминки. Была лапша и хлеб из муки (поминали хорошего человека). Зоя отправилась на поминки, за лапшой и хлебом для своих младших сестрёнок. По снегу и морозу шла километров 10, утопая в сугробах, она нашла избушку. Объяснила хозяйке, что пришла на поминки. На дне кастрюли ещё осталось немного лапши, которую хозяйка вылила в миску и подала девочке, хлебушка дала граммов 300. Хлеб она не ела, несла сёстрам. Придя домой, легла между сестрёнками, разломила на троих хлеб и всё рассказала. Ели молча, были счастливы.
2 история: Людмила Алексеева (1927года рождения) перед войной окончила 6 классов 32 школы, потом педагогический институт. Пишет, что немцы вошли в город 3 октября 1941г. Они стали размещаться в домах обычных людей, выгоняли, забирали вещи, продукты, поджигали школу, элеватор, заводы склады. Очень плохо было с питанием. Собирали горелую рожь на элеваторе, мололи на кофемолке и пекли лепёшки. Картошка в погребе от морозов замёрзла. Женщины ходили по деревням менять вещи на продукты. Весной стали сажать картошку в садах, на участках за городом.
3 история: Виктор Козяков (1935 года рождения) – место рождения Кронштадт, вспоминает, что отец его был уроженцем Орловщины, жизнь связал с морем, служил на Балтийском флоте, а море повенчало с мамой, коренной ленинградкой. Осели в Кронштадте, родили троих сыновей и дочь. Когда началась война, отца забрали, они остались на острове. Виктор Ильич считает, что им на этом острове было куда труднее, чем в блокадном Ленинграде. У них только море, камень голый да крепость, а в Ленинграде хоть огороды спасали. У матери было четверо на руках, осталось двое, потому что голод, питание же нужно. Блокадный хлеб, как забыть 125 граммов жизни – тяжёлый, чёрный, влажный кусок «глины» с опилками и привкусом солода размером ПЯТЬ на ДЕСЯТЬ сантиметров! В 42-м стали эвакуировать с острова. До войны население Кронштадта было 35 тысяч, через полтора года блокады хватило заполнить несколько пароходов, а после бомбёжки на Волге, нас там так хорошо потрепали, что осталось и того меньше.  

Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
 
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
 
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
 
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба...
 
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.
 
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.

28 сентября 1941, самолет


Анна Ахматова. Сочинения в двух томах.
Москва, "Цитадель", 1996.

 

            БАЛЛАДА О КРАСКАХ

Был он рыжим,
как из рыжиков рагу.
Рыжим,
словно апельсины на снегу.
Мать шутила,
мать веселою была:
«Я от солнышка сыночка родила...»
А другой был чёрным-чёрным у неё.
Чёрным,
будто обгоревшее смолье.
Хохотала над расспросами она,
говорила:
«Слишком ночь была черна!..»
В сорок первом,
в сорок памятном году
прокричали репродукторы беду.
Оба сына, оба-двое, соль Земли —
поклонились маме в пояс.
И ушли.
Довелось в бою почуять молодым
рыжий бешеный огонь
и черный дым,
злую зелень застоявшихся полей,
серый цвет прифронтовых госпиталей.
Оба сына, оба-двое, два крыла,
воевали до победы.
Мать ждала.
Не гневила,
не кляла она судьбу.
Похоронка
обошла её избу.
Повезло ей.
Привалило счастье вдруг.
Повезло одной на три села вокруг.
Повезло ей.
Повезло ей!
Повезло!—
Оба сына
воротилися в село.
Оба сына.
Оба-двое.
Плоть и стать.
Золотистых орденов не сосчитать.
Сыновья сидят рядком — к плечу плечо.
Ноги целы, руки целы — что еще?
Пьют зеленое вино, как повелось...
У обоих изменился цвет волос.
Стали волосы —
смертельной белизны!
Видно, много
белой краски
у войны.
1972
Советская поэзия. В 2-х томах.
Библиотека всемирной литературы. Серия третья.
Редакторы А.Краковская, Ю.Розенблюм.
Москва: Художественная литература, 1977.

Семен Гудзенко                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
МОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -
только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,
все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
что отцами-солдатами будут гордится сыны.

Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?
Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?
Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-
у погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

Кто вернется - долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,
и не надо погибшим, чтоб живые любили за них.
Нет мужчины в семье - нет детей, нет хозяина в хате.
Разве горю такому помогут рыданья живых?

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели
приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-
это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

А когда мы вернемся,- а мы возвратимся с победой,
все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,-
пусть нам пива наварят и мяса нажарят к обеду,
чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.

Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,
матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.
Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем -
все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.
1945
60 лет советской поэзии.
Собрание стихов в четырех томах.
Москва: Художественная литература, 1977.

Презентация - значение хлеба в жизни человека

Поделиться: