Мученическою кровию, священне Кукше, в проповеди Евангелия со учеником ти, блаженным Никоном, честне украсивыйся, и Пимене, в постничестве светозарно просиявый, в един день и час внидосте в свет незаходимый, идеже молитеся Господеви, да подаст нам велию милость.

Святитель Серафим (Чичагов) на Орловской земле (с презентацией)

    Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) вошел в историю России как авторитетный церковный иерарх, строгий ревнитель православных традиций, вдохновенный проповедник, самобытный мыслитель-богослов, глубокий философ, блестящий военный, талантливый врачеватель, историк, литератор, музыкант, живописец, неутомимый общественный деятель.

    Пути Господни неисповедимы. Когда Леониду Михайловичу было лет 30, никто не мог бы предположить, что он может стать священником. В то время он был блестящим офицером, настоящим «светским львом».

    Потомок двух известнейших адмиралов, дворянин, внешне он мало отличался от молодых людей своего круга - имел со вкусом обставленный дом, элегантный выезд, красавицу – жену, посещал театры и балы. Прекрасно образованный, владевший иностранными языками, он находил удовольствие в занятии живописью и музыкой. Также он являлся одним из лучших в России специалистов в области военной истории, автором капитального труда по артиллерии.

    Перу святителя принадлежат «Дневник пребывания Царя – Освободителя в дунайской армии в 1877 – 1878 годах» и «Подвиги русских солдат и офицеров в Русско – турецкой войне 1877 – 1878 годов». Изображения апостолов – евангелистов украшают паруса храма Святителя Николая в Старом Ваганькове, а написанные им иконы - «Спаситель в белом хитоне» и «Преподобный Серафим Саровский, молящийся на камне» - находятся в московском храме Илии Пророка в Обыденном переулке. Музыкальное наследие Владыки Серафима составляют более пятидесяти произведений, созданных для фортепиано или фисгармонии, сольного и хорового исполнения, а также духовно – музыкальные сочинения, написанные для Богослужений.

    Еще большее удивление вызывало то, что на протяжении многих лет он разрабатывал собственную систему лечения лекарствами растительного происхождения. Стимулом к занятию медициной послужило то, что, будучи участником войны на Балканах, Чичагов стал свидетелем страданий тысяч раненых. Его метод был описан в 2 томах фундаментального исследования «Медицинские беседы».

    При его безупречной службе, учитывая его высокие награды – десять российских и иностранных орденов – ему прочили высшие государственные степени. Но, в возрасте 34 лет Леонид Чичагов, только что возведенный в чин полковника, ошеломил Петербург решением выйти в отставку… Причина такого поворота была скрыта от посторонних. Пройдя через «горнило войны», Леонид Михайлович вернулся в Петербург другим человеком. В поисках ответа на вопрос: «Как жить по Божьему, по-христиански», он пришел к выдающемуся духовному наставнику – отцу Иоанну Кронштадскому. Беседа с кронштадским пастырем произвела на него настолько сильное впечатление, что с того времени все жизненно-важные решения Леонид Чичагов принимал лишь по его благословению. Иоанн Кронштадский открыл ему его будущее призвание – путь священства. В течении 30 лет Владыка был духовным чадом святого праведного Иоанна Кронштадского. А через несколько лет во время поездки Леонида Михайловича в Серафимо-Дивеевский монастырь, прозорливая монахиня вдруг обратилась к нему со словами: «А рукава –то у тебя поповские, даже, пожалуй, митрополичьи». И вот, в 37 лет в Москве, вдали от привычной суеты столицы, Леонид Михайлович ступил на стезю приходского священника. Высший свет не понял и не разделил его устремления. В глазах людей «мира сего» переход из аристократического сословия в духовное был делом немыслимым.

    Выполняя Завещание преподобного Серафима Саровского, будущий митрополит Серафим составил «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» а чуть позже руководил организацией торжеств по прославлению преподобного Серафима Саровского. Торжества состоялись летом 1903 года, после обретения мощей. Сам император – Николай Александрович и автор Летописи -их главные организаторы - шли во главе праздничных процессий. В годы работы над «Летописью» у о. Леонида созрело решение о выборе дальнейшего пути. Под сводами монастырей он находил душевное успокоение, жизнь обретала смысл, полноту. При постриге в мантию в 1898г. Ему дали новое имя, в честь преподобного Серафима Саровского, ставшего его небесным покровителем.

    А впереди была целая череда лет епископского служения. Сухуми, Орёл, Кишинев, Тверь, Петроград. Какую бы епархию не поручали ему возглавить, он везде проявлял талант исключительного организатора церковной жизни, приводя в порядок часто расстроенные дела, собирая вокруг себя паству. Находясь в Орловской епархии, святитель Серафим деятельно проводил возрождение христианской жизни в народе. Так 30 апреля 1907 г. Он дал указание о кружечном сборе в пользу слепых. В июне 1907 г. Утвердил братство для помощи нуждающимся учащимся церковных школ Орловской губернии. Сам лично посещал экзамены в гимназии и школах. Всюду боролся с революционной смутой, сектантством и расколами. Именно на Орловщине Владыка пришёл к глубокому убеждению, ставшему определяющим в его деятельности, что настоящее развитие епархиальной жизни возможно только на основе полноправных приходских общин. «Духовное возрождение России возможно только тем путем, каким совершалось её духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения». Исполняя свой замысел, Владыка Серафим 21 февраля 1906 г. Созвал в Орле небывалый съезд духовенства, представителей администрации, земства, дворянства, купечества и учителей. В своем сообщении в Петербург об оживлении приходской жизни в Орловской епархии Преосвященный Серафим в 1908 году советовал Священному Синоду как можно скорее приступить во всех Российских епархиях к возрождению приходской жизни. Владыка считал обязательным образование хоров при каждой церкви. «Без певческих хоров немыслимо больше Богослужение даже в сельских церквах, ибо это составляет народную потребность». 2 января 1908 г. в день памяти святого преподобного Серафима Саровского, в кафедральном соборе г. Орла (на этом месте теперь находится библиотека им. И. А. Бунина) прошли торжественная литургия и молебен, где присутствовало 1500 учащихся церковно-приходских школ Орла. Два детских хора по 100 человек в каждом, поочередно исполняли всю литургию, а песнопения, поющиеся обычно всем народом --«Верую» и «Отче наш», исполняли все присутствующие дети: «Этот первый опыт участия детей в пении Литургии и молебна при архиерейском служении был весьма удачен. Стройное пение песнопений ясно свидетельствовало, что руководители пения с пользой немало в этом потрудились».

    Авторитет Святителя Серафима уже в Орле начал возрастать, и его деятельность стала известна всему русскому епископату. И в 1907 году Владыку назначили присутствующим членом Святейшего Синода. Но надеждам Владыки продолжить свое служение Орловской епархии не суждено было сбыться. Святейший Синод перевёл Владыку Серафима в Бессарабию на Кишиневскую кафедру и в октябре 1908 года Святитель Серафим покинул Орёл.

    Интерес к музыке сопровождал Святителя Серафима всю его жизнь. Начальное музыкальное образование он получил у своей матери Марии Николаевны (урожденной Зварковской), которая великолепно играла на фортепиано и привила любовь к музыке своему сыну. Юный Леонид Чичагов продолжил занятия музыкой во время учебы в Пажеском корпусе, где музыка была одной из обязательных дисциплин. Находясь на службе в гвардейском Преображенском полку в Петербурге, одаренный офицер продолжал заниматься музыкой и пением.

    Музыку Владыка Серафим очень любил и всю жизнь сочинял романсы, пьесы, потом духовные вещи… Когда он стал монахом, рояль заменила фисгармония, с которой он не расставался до конца жизни».

    Особый интерес он проявлял к духовной музыке. Сочинения Владыки Серафима называют проповедью на музыкальном языке – так глубок ее духовный смысл. Он старался передать в звуках смысл богослужебных текстов, смотрел на серьезную музыку как на высшую поэзию, как на молитву, а искусство служило ему для прославления Бога.

    После 1917 года митрополит Серафим оказался перед выбором: сохранить верность Православной Церкви или пойти на компромисс с так называемыми «обновленцами»? Для него ответ был ясен, и это означало готовность претерпеть гонения. Его не раз пытались подкупить посулами, использовать его авторитет, льстили ему открыто, но он остался верен пастырскому призванию и сохранил послушание избранному на Поместном соборе 1917 г. Патриарху Тихону. За это его несколько раз подвергали тюремному заключению, а в 72 года – отправили в ссылку в Архангельск, что при его расшатанном здоровье было равносильно пытке...

    С 1928 – 1933 год Владыка жил на станции Удельная под Москвой. Арестован в ноябре 1937 года, а 11 декабря расстрелян на полигоне НКВД в Бутово под Москвой. 23 февраля 1997 года священномученик Серафим был канонизирован и причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. На бутовском полигоне в музее есть икона Владыки Серафима. Приезжающие туда люди часто становятся свидетелями чуда - в день памяти Владыки мироточит его образ и икона Исповедников и новомучеников Российских. Миро с древних времен означает – милость. Это знак живого присутствия святого и его молитвенного предстательства за нас, за свою «российскую паству» перед Богом.

    В нашем гимназическом храме тоже есть икона святителя Серафима. Удивительно и то, что наш духовник о. Николай (Евдокимов) был рукоположен в сан священника в день преставления митрополита Серафима, а именно 11 декабря. Тем самым Владыка Серафим благословил нашего батюшку на пастырское служение. Мы от всей души поздравляем нашего дорогого духовника о. Николая и желаем Многая и благая лета!!!

    Святый священномучениче Серафиме, моли Бога за нас!!!

     

    Презентация Серафим Чичагов