Мученическою кровию, священне Кукше, в проповеди Евангелия со учеником ти, блаженным Никоном, честне украсивыйся, и Пимене, в постничестве светозарно просиявый, в един день и час внидосте в свет незаходимый, идеже молитеся Господеви, да подаст нам велию милость.

ПРОПОВЕДЬ ДУХОВНИКА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

    В воскресенье вечером, 18.03.2012г., в Казанском соборе Божьей Матери мужского Успенского монастыря состоялась Пассия, которую возглавлял наш дорогой Владыко, Архиепископ Антоний. Наши дети присутствовали на Богослужении. Длинная служба прошла незаметно, потому что вдохновенное чтение Евангелия Владыкой всех невольно переносило мыслями и чувствами в последние часы земной жизни Спасителя. По благословению Архиепископа Антония дети удостоились чести поклониться кресту вместе с сослужившими священниками. Потом все вместе приложились к мощам священноисповедника Георгия Коссова. После Богослужения Владыко милостиво благословил каждого гимназиста и сказал много теплых, напутственных слов. Сердца детей были наполнены благодатным умилением,ещё больше укрепив их в вере и терпеливом ожидании Светлого Христова Воскресения.

    Во имя Отца и Сына, и Святаго духа. Аминь.

    Поздравляю всех с совершением воскресной Божественной Литургии, причастников с принятием святых Христовых Таинств!

    Сегодняшняя неделя святой четыредесятницы — неделя Крестопоклонная, практически середина несения подвига постного. В сегодняшний день Господь нам говорит: «Иже хощет по мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по мне грядет». И нет другого пути для спасения, как несение своего креста. Крест — это единственное, что может нас приблизить к Богу, дать нам возможность получить прощение и сподобиться Царствия Небесного. Все человечество, которое отступает от Бога и ищет какие-то пути вне того, чтобы попасть в Царствие Божие, вне крестного пути, пути потусторонние, легкие, заменяя крестоношение каким-либо другим деланием, в результате остается без спасительной Благодати.

    Господь сказал:"... возьмет крест свой и следует за мной!" Каждый из нас несет свой крест в этой жизни, т.к. каждый из нас встречается именно со своими невзгодами, скорбями, болезнями, происшествиями, ситуациями на месте. Но чаще всего мы смотрим на других и думаем: " Если бы мы были там, нам было бы легче. Если бы были такими, то было бы легче. Если бы мы пошли туда, то было бы еще лучше«. Тем самым напоминаем глупого вора, распятого со Христом, который кричал: «Аще Ты — Бог, сниди со креста сам и сними нас!» Каждому Господь отмеряет несение креста такого, который человек заслужил. Как говорил Амвросий Оптинский: «Дерево, из которого сделан наш крест, выросло на почве нашего собственного сердца». Каждый человек несет тот крест, который ему спасителен. Это очень важно знать, раз Господь посылает тебе такие испытания, значит, именно они тебе спасительны, если ты будешь их избегать или перекладывать на плечи других, то ты, тем самым, лишишься спасения.

    Но Господь и дальше говорит: «...Взем крест свой, следует по Мне». И это очень важно! Мы не только должны научиться терпеливо нести крест свой по жизни, но еще должны следовать за Христом, т.е. творить заповеди, добрые дела. Не просто надо нести крест, ропща и возмущаясь несправедливостью, а нужно нести крест терпеливо, смиренно, и еще при этом, творить добродетели. Вот тогда, мы с вами будем истинными последователями Спасителя.

    Конечно, в нашей жизни мало места крестоношению, т.к. общество наше — общество потребителей. И если каждый из нас честно задаст себе вопрос, то каждый из нас ответит себе, что приходит в церковь не послужить Богу, не распять себя со страстьми и похотьми, а чтобы что-то получить от Бога: или здоровье, или спасение, или житейских благ, чего-либо получить близким, родным, себе. И как мало из нас людей, которые готовы хотя бы начать следовать за Христом.

    Господь сказал: «Кто возненавидит душу свою в мире сем, тот спасет ю». Казалось бы, как мы можем ненавидеть себя, чтобы спасти себя? Если из нас кто-то облачится в грязную одежду, дурно пахнущую, он её будет ненавидеть и с омерзением скинет с себя. Или кода мы видим рядом человека грязного, пьяного, злобного, мы с ненавистью его отталкиваем от себя. Вот так если бы мы поглубже изучали себя и обратили взор свой внутрь себя, а не на окружающих, мы бы увидели, что сами мы исполнены мерзости запустения, мерзости пороков, скверн, и наше тело совсем не есть благоухающий сосуд благодати Божьей, а скорее горшок, наполненный нечистотами. Вот тогда бы мы себя возненавидели, т.е. начали бы усердно бороться со своими страстьми, распиная себя на кресте Христовых заповедей. Но разве нам придет это в голову? Мы же настолько любим себя, свое тело, свои мысли, свои чувства, что все в нашей жизни вертится вокруг одной оси — нас самих. Вряд ли кто-то придет из храма и почитает Евангелие, подумает о жизни, почитает Псалтирь. Много ли мы в своей жизни меняемся, придя из храма? Не получается ли так, что мы, побыв в храме, выходим из него и тут же забываем обо всем, что было здесь: о службе, о молитвах, о проповеди, о своих, может быть, нахлынувших внезапно чувствах? И мы с головой окунаемся в это бушующее море страстей, в жизнь бытовую, забывая о том, о чем просили Христа. И каждый из нас просит, и мало кто слышит Бога, слушает Его. Потому что несение креста — это есть тяжелое дело. Хотя Господь сделал все для человека, ибо сказал: «Бремя мое легко, и иго мое благо есть». И стоит человеку найти в себе силы для смирения, для того чтобы послушанием распять свою гордыню, свои мысли, чтобы, наконец, понять, что храм и путь веры — это есть путь ко спасению, а не к приобретению удовольствий и исполнению желаний в земной жизни, когда человек поймет, что он грешен и достоин всяческого наказания, когда перестанет осуждать ближнего, когда перестанет лукавить, лениться, когда перестанет во главу угла ставить земную жизнь со всеми ее проявлениями, тогда он увидит, что Бог милостив, благ и всегда близок. Многие задают вопрос: «Почему же Господь Всемогущий избрал для спасения человечества на Предвечном Совете такую тяжелую, страшную и не укладывающуюся в человеческое сознание смерть, как распятие на кресте?» Как святые отцы нас учат, что одна из причин есть та, чтобы показать, что любовь Его к нам безгранична. Он, ни в чем не нуждающийся, ни в чем не согрешивший, подъял на Себя страшные муки, как самый гнусный разбойник, только для того, чтобы мы потом с вами не смогли сказать, что нам тяжелее, чем Христу. Никому из нас в жизни не бывает так тяжело, как было Спасителю во время Его Крестных Страданий, хотя мы заслуживаем гораздо большего наказания. И в этом есть Его великая любовь к нам, потому что Он сделал все, чтобы мы с вами взяли крест свой и шли за Спасителем по пути спасения.

    Храни вас всех Господь!

    Прот.Николай Евдокимов, настоятель храма
    Святой Троицы,
    духовник православной гимназии.
    19 марта 2012г.